О святителе Николае

Писатель Константин Ковалев-Случевский на протяжении многих лет изучал имеющиеся сведения о жизни свт. Николая Мирликийского, используя церковные и светские источники на нескольких языках, работая с архивными документами. Итогом его трудов стала новая книга, недавно вышедшая в серии «ЖЗЛ». Она привлекла внимание читателей не только в России, но и в Европе, где уже прошло несколько презентаций.
– Константин Петрович, как объяснить особую популярность святителя Николая в разных странах?
– Он явил собой Чудотворца, а еще – самого доброго, самого понимающего, самого проникновенного архипастыря. Как говорил отец Павел Флоренский, этот Божий угодник олицетворяет всемирного святого, является образцом человеческой святости.. А в России вообще сложился особенный культ Николая Чудотворца…

Икона святителя «Никола мокрый»

А какое огромное количество храмов и церквей его имени в нашей стране. А сколько у него определений: Угодник, Чудотворец, Зарайский, Можайский, Мокрый, Вешний, Зимний – доходит до сотни. Есть и удивительные поговорки: «Попроси Николу, а он скажет Спасу», «На Никольщину и друга зови, и недруга зови: все друзья будут».
– С именем Николая Чудотворца связывают много чудес. Что вас поразило как исследователя?
– Хочу рассказать о событии, произошедшем в XI столетии в Киеве. Это чудо, которое положило основу особого почитания святителя на Руси. Родители с сыном ехали в паломничество и переплывали водоем. Мать и отец отвлеклись, а в это время их сын упал в воду и утонул. И даже его тело не могли найти – он пропал. Вернувшись в Киев, убитые горем родители пришли в храм и стали молиться святителю Николаю, чтобы он помог, при этом укоряя его в том, что он допустил такое горе. Наутро соседи разбудили родителей, сказав, что в церкви слышится детский плач. Люди побежали в храм и увидели у иконы святителя ребенка – он был весь мокрый, с одежды стекала вода. Родители подошли и узнали своего сына. Это чудо, после которого появилось икона и даже словосочетание – Никола Мокрый. Молва об этом счастливом событии быстро распространялась по всей Руси. И тогда свт.

Миры Ликийские. Фреска в храме, где служил святитель.

Николай стал особенно почитаем. И уже в 1089-м году на Руси отмечался праздник перенесения мощей Николая Чудотворца, установленный в память о том, как Барийские купцы в 1087-м году вывезли мощи святителя из Мир Ликийских в Италию. Не прошло и двух лет, а русские, невзирая на раскол, первыми приняли этот праздник как свой, родной! Поразительно такое всемирное ощущение бытия, свойственное нашему Православию.
Татьяна Медведева

https://pravoslavie.ru/126494.html 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *