Поучения святителя Тихона Задонского.
Молитва состоит не только в том, чтобы в известный час стать перед иконами и читать написанные молитвы, но в том, чтобы на всяком месте и во всякое время умом и духом взывать к Богу (Ин. 4:21-24). Можешь, ходя, сидя, лёжа, едучи путем, вкушая пищу, совершая какое-либо дело, при людях или в уединении, возносить к Богу ум и сердце и просить у Него милости и помощи. Ибо Он — везде и на всяком месте. Двери у Него отверсты, и доступ к Нему всегда свободен, — не так как к какому-нибудь человеку, который то отлучился, то занят, то не в настроении. Господь же по Своему человеколюбию всегда готов нас слушать и нам помогать.
Чтобы приступить к Царю Небесному не надобно никого о докладе просить: иди прямо и проси с надеждой.
Многие, оскорбившие своего ближнего и, не примирившись с ним, к Богу с молитвой обращаются: молитва таковых напрасна и суетна. Если не прощаешь прегрешений ближнего против тебя, то молитва твоя только на словах и устами, потому что ты лицемерно молишься; а это вместо пользы обращается тебе в грех. Тогда бесполезны твои воздыхания и даже слезы.
Ты воздеваешь твои руки к Богу, а не оскверняешь ли ты их грабительством, хищением и прочей неправдой. Призываешь святое и страшное имя Божие, а не порочишь ли свои уста злословием, клеветой, лестью, ложью и прочими пороками? Ищешь милости у Бога, а сам милуешь ли подобного тебе человека? Говоришь Богу: «Услышь, услышь» а сам не затыкаешь ли ушей от просящего у тебя ближнего? Итак, молитва без милости, всё равно, что голос без силы.
Милость сама собой молится более, чем человек. И Бог наш более доброхотно смотрит на сердце незлобивое, сострадательное, милостивое, чем на частое повторение: «Господи! Господи!» Ибо как Бог милостив и праведен, так и творящего милость Он милует, и как Он праведен, так праведно Он отнимает Свою милость от того, кто не хочет миловать. Увидишь эту истину в притче о должнике и его друге (Мф. 18:23-35).
Молитвы, каноны и церковные стихи, читаемые поспешно, без рассуждения и внимания, есть не что иное, как один шум. Они скорее Господа раздражают, чем умилостивляют. Люди же, так читающие, хотя думают, что они часто молятся, однако ж никогда не молятся. Лучше с благоговением и смирением сказать от сердца перед Богом два или три слова, чем прочитать много молитв и канонов без рассуждения и с поспешностью. Бог смотрит на внутреннее расположение, а не на внешнее исполнение правила. Анна, мать Самуила, ничего не говорила устами, но только одним сердцем воздыхала и вопила ко Господу, однако ж её молитва была услышана, и она получила желаемый плод своей молитвы (т.е. сына; 1 кн. Цар. 1:13, 20). Итак, Бог внимает нашему сердцу, а не устам.
Учись, христианин, молиться Богу духом и истинной и так почитай Его и призывай. Старайся со всяким усердием, чтобы молитва исходила от сердца и чтобы ум со вниманием был привязан к словам молитвы.
Божья благодать учит нас о чем молиться и возбуждает в нас истинную и сердечную молитву, а человек своими силами такой молитвы не имеет. Молитва от сердца, возбужденная Божией благодатью, восходит к небу, как кадильный дым, и тогда человек кратко, но усердно молится и взывает: «О, Господи, помилуй! О, Господи, ущедри и спаси!» Такие слова — слова сердечные и произносятся от избытка сердца. Такая молитва, хотя краткая, но проходит небеса и входит в уши Господа Вседержителя. Приучая себя к молитве, проси Самого Господа, чтобы Духом Святым научил тебя молиться, как апостолы просили Его об этом: «Господи! Научи нас молиться» (Лк. 11:1).
Святитель Тихон Задонский из книги: «Избранные поучения»