Говоря о празднике, мы должны ответить на вопрос: зачем Христос преобразился? Ведь, на первый взгляд, очень странное поведение для Спасителя. Он исцелял толпы людей, совершал невиданные дотоле чудеса, но просил исцеленных не говорить о Нем. Христос всячески избегал славы и молвы, Он категорически не принимал того имиджа Царя и Чудотворца, который навязывала Ему толпа. И тут вполне резонно спросить: а зачем Христу преображаться?
Ответ на этот вопрос находим строчками выше – евангельский рассказ о Преображении предваряет небольшой эпизод, в котором Христос спрашивает учеников, за кого они Его считают.
И Петр, выражая мнение всей апостольской братии, твердо говорит: «Ты Сын Божий!». Это было не просто слова ученика, который льстил Учителю. Это были слова исповедания, слова, исходившие от сердца – Ты мой Бог!
И вот тогда, в ответ на веру апостолов, Господь показал им Свою славу. Если бы Преображение случилось в начале служения Спасителя, оно бы не имело того смысла. Ученики тогда сразу признали бы Христа Богом: просто из страха перед Ним.
И тогда исповедание Петра оказалось бы вынужденным. Но Спаситель не хочет никого насиловать, и поэтому не открывал до поры Свою божественность, дабы ученики свободно, без всякого принуждения, сердцем поняли, что Он не просто Учитель, а Сын Божий.
И когда ученики окончательно выразили свою веру, Господь предстал пред ними в ином – божественном – облике. Делает Он это с определенной целью. Во-первых, вскоре Ему предстоит страшная и мучительная смерть, и Он знает, что для учеников она станет очень серьезным испытанием. Большинство апостолов оставили Христа на Голгофе, но все же память о Преображении, мысль о том, что Он – Бог, не дала им до конца оставить Его. В страшные дни Распятия и смерти Христа Преображение, некогда свершившееся на глазах у Его учеников, оказалось для них неким залогом Его будущего Воскресения. Во-вторых, Преображение указывает на то, что Христос идет на Голгофу совершенно свободно и осознанно. Как поется в песнопении праздника: «да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное». Христос как бы говорит: вот, Я могу призвать миллионы ангелов, но не стану этого делать. Я Царь мира, Я – Создатель вселенной. Но Я – и любящий Бог, который отдает себя ради спасения всего мира. И делаю это совершенно добровольно.
Преображение являет собой еще один очень важный богословский момент. Дело в том, что все произошедшее с Христом в Его земной жизни произойдет и с нами. Мы так же воскреснем и так же преобразимся. Состояние воскресшего Спасителя – это обоженное состояние человеческой природы, которое приобретут в вечности все люди. Преображение – это указание на то, что ожидает всех нас после второго пришествия. Слава Преображения – это удел всех людей, которые войдут со Спасителем в вечность и разделят с Ним радость Царства Божьего. Именно поэтому Церковь так дорожит этим праздником – он из года в год напоминает нам о той благой цели, к которой мы призваны самим Богом. Преображение – это блеск Отечества, где нас помнят, любят и ждут.
В день Преображения мы приносим Богу начатки нового урожая. Еще во времена Ветхого Завета была установлена Богом традиция приносить все, что появлялось первым на поле или в хлеву – пшеницу, плоды, ягненка. Эту традицию переняли и христиане, став приносить в храм плоды своих трудов.
В период празднования Преображения в Палестине созревал виноград. Его и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали свежее вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, виноград в этих краях разводить еще не научились, поэтому его заменили яблоками. Но смысл остался тот же – принести Богу все первое и лучшее.
http://foma.ru/stati/pravoslavnyie-prazdniki/dvunadesyatyie-prazdniki/preobrazhenie-gospodne