Александро-Невское общество трезвения

Главную роль в трезвенном движении играли исключительно лидеры русских патриотических организаций. В Петербурге самым большим и авторитетным патриотическим объединением являлось основанное в 1881 году Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Это Общество было создано в ответ на злодейское убийство Царя-Освободителя Александра-II и просуществовало более 36 лет до 1918 года.

С 1895 по 1918 год Обществом руководил сподвижник и друг св. прав. Иоанна Кронштадтского протоирей Философ Николаевич Орнатский (21.05.1860-20.07./02.08.1918), священномученик, убиенный большевиками в1918 году (причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года). При поддержке и по благословению протоиерея Философа Орнатского, а также святого праведного Иоанна Кронштадтского народный печальник, апостол трезвости отец Александр Рождественский ( 1872-1905гг), совершил громадное, бессмертное дело: 30 августа 1898 года о. Александр Рождественский создает в Петербурге знаменитое Александро-Невское общество трезвости ( Воскресенский храм у Варшавского вокзала).

Удивительный петербургский священник, вся его короткая самоотверженная жизнь всецело отдана простому народу. Душевные немощи народа заставляли его глубоко страдать, чтобы внести луч света в сломленные, объятые мраком души побороть эту власть зла, — он и отдал без остатка всю свою молодую ревность. Евангельский свет Александро-Невского Общества трезвости стал все больше и больше разливаться по Петербургу и его окрестностям. Одно за другим начали открываться отделения Общества: на Васильевском острове, на Петербургской стороне, на Большой Охте, в Литейной части, на Путиловском заводе в селе Мартышкино. А менее чем через четыре месяца у Александро- Невского общества трезвости появляется первое отделение — в небольшом уездном городе Луга Петербургской губернии. Новое общество трезвости в Луге также получает благословение о. Иоанна Кронштадтского и о.Философа Орнатского.

Какие обстоятельства способствовали появлению священника Александра Рождественского в Луге, неизвестны. Лужское отделение в короткий срок своего существования успело окрепнуть. Лужане сознают, что запись в новое общество — единственное верное средство в помощь гибнущим от алкоголизма братьям. Многие содержатели городских торговых заведений и рабочих артелей теперь принимают работников к себе на службу только при условии записи их в трезвенники, принятия Обета трезвости в церкви перед Крестом и Евангелием. Менее чем через два года со дня своего основания отделение становится самостоятельным. С этого момента начинается новый этап трезвенного движения в Луге и Лужском уезде.

В 1899 году в Луге создается еще одна трезвенная организация — Лужский уездный комитет народной трезвости, который возглавил известный астроном, действительный статский советник С.П. фон Глазенап.

Лужские трезвенники продолжали сохранять тесное общение как с Санкт-Петербургским Александро-Невским обществом трезвости, так и с его отделениями, особенно с Литейным (руководитель священник Петр Поляков) и Иоанно-Предтеченским (руководитель священник Иоанн Альбов). Внимая пастырскому слову, лужане не жалели для дела утверждения трезвенного образа жизни ни средства, ни времени, ни сил. Материально поддерживаемые горожанами лужские трезвенники создают в 1904-1905 годах новые православные трезвенные организации. Сначала — при храме Покрова Пресвятой Богородицы 24-й артиллерийской бригады с помощью священника Федора Забелина, затем при церкви святой равноапостольной княгини Ольги в Реальном училище принца П.Г. Ольденбургского, в котором с 1917 года продолжал свое пастырское служение в родном городе подвижник православной трезвости протоиерей Константин Титов (13.05.1878 -13.03.1964).

Чуть ранее, с 1914 года, на окраине Луги, в « Светелке» Школы народных искусств Императрицы Александры Федоровны был устроен лазарет для раненых воинов. Каждый раз о. Константин « уделял час или полтора для беседы с ранеными». Предположительно с этого времени батюшка организовал в « Светелке» трезвенную работу: проводил беседы принимал Обеты трезвости перед Крестом и Евангелием.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *