Архимандрит Александр Вишняков

10 мая 1890 года в с. Подголье Лужского уезда в семье священника Василия Вишнякова появился на свет мальчик. Крестили его именем Александр в честь Св. Бл. Кн. Александра Невского. В роду Вишняковых насчитывалось 300 лет преемственного священства. Один из предков служил полковым священником в войске Иоанна Грозного вовремя его похода на Казань.

Первое духовное образование А.Вишняков получил в Санкт-Петербургской Духовной Семинарии. Будучи студентом СП(б) Духовной Академии защитил диссертацию на степень магистра богословия. Обладал глубокими знаниями в богословии, философии и филологии. Кроме этого владел несколькими языками. Многие сулили ему столичную кафедру. Но Александр Вишняков выбрал другой путь. Он мечтал о мирном благочестивом служении.
Первым местом служения о. Александра стал храм во имя Рождества Христова села Белое Лужского уезда. Он сменил на приходе о. Захария Боченина, будущего настоятеля Воскресенского Собора г. Луги и мученика за Веру, расстрелянного в 1937г.
Что же представляло с. Белое к моменту приезда туда нового батюшки:
Село Белое стояло и доныне стоит на западном берегу оз. Белое. Впервые оно упомянуто в Писцовых книгах 1500г. в составе Бутковского Никольского погоста. Под тем же годом упомянут и первый храм села — церковь Рождества Богородицы. Дальнейшая ее судьба неизвестна. В документах 18 века уже говорится о деревянной церкви Рождества Христова, которую в 1815 году из-за её ветхого состояния заменили на каменный храм, построенный на средства подполковника Василия Ефимовича Елагина. Этот храм своим внешним видом повторял Успенскую церковь с. Смешино, на что было получено Епархиальное разрешение. Церковь была освящена 11 июня 1815г. «Череменецкого монастыря строителем иеромонахом Мамонтом». В 1905 году была проведена реконструкция церкви по инициативе и на средства последнего владельца здешнего имения генерал- майора свиты Его Императорского Величества, депутата дворянства Лужского уезда Александра Несторовича Чебыкина. Церковь была трехпрестоьлной с приделами во имя Св. Евфимия и муч. Ирины, во имя Св. Пророка Илии. Храм был пятикупольным, выстроенным в национальном русском стиле.
Вначале 20 века село Белое — центр Бутковской волости. Здесь проживали крестьяне — собственники. Немного статистики: население села состояло из 40 семей(118 м.п. и104ж.п.), изб и домов-62, конюшен-10, амбаров-32, сараев и сенников-50, риг-18, кузница-1.Скота у крестьян:39лошадей, 8 жеребят, 84коровы, 8телят, 22овцы,1свинья. Наибольшее число семей было занято лесным промыслом. В селе имелась конно-почтовая земская станция, церковно-приходская школа, основанная в конце 19 века священником о. Василием Добромысловым. Отец Василий ставил своей целью «воспитание примерных ремесленников и сельских хозяев». Для чего при школе были организованы кузнечно — слесарная и столярная мастерские, разбит плодовый питомник.
О. Александр служил в храме до начала Первой Мировой войны.
Молодого священника отправили окормлять Ставропольскую дивизию. Известен факт из его военной биографии. Под селом Вишневым немецкие войска вступили в бой с частями Русской армии. Силы были неравные, был убит командир роты, войска дрогнули.
Отец Александр с женой.
И тогда о.Александр в рясе с крестом в высоко поднятой руке повел солдат в атаку. Бой был выигран. За личное мужество и героизм о. Александр был награжден солдатским Георгиевским крестом.
Первая мировая война переросла в гражданскую, совершился октябрьский переворот. В стране царил хаос, Россия была охвачена бунтами, армия расколота. В то время о. Александр переправился на юг Украины, где в то время формировалась Добровольческая армия.
Суровые тяготы военной жизни и душевные переживания подорвали здоровье о. Александра: он заболел сыпным тифом, в течение3-х месяцев находился между жизнью и смертью. После выздоровления он переехал в Киев, где жили родственники жены, и получил назначение на приход церкви Святой Троицы.
Власть в Киеве в то время менялась не по дням, а по часам: поляки, красные, белые, махновцы, петлюровцы…
5 февраля 1918 года в городе была установлена большевистская власть, и сразу же начался «красный» террор — массовые аресты. Среди перовых 300 арестованных оказался и о. Александр. Всех арестованных поместили в Октябрьский Дом культуры, откуда редко кто выходил живым. О.Александра спасло то обстоятельство, что верховодил в этой тюрьме комиссар Варейкис, семью которого во время еврейских погромов спас батюшка.
Избитый, в изорванной одежде, он вернулся домой. Вновь надел наперсный крест и вышел на проповедь к людям.
В то время в Киеве часто проходили религиозные диспуты, на одном из которых состоялась дискуссия между наркомом просвещения А. Луначарским и священником А. Вишняковым. Мощная эрудиция о.Александра, его глубокая Вера наголову разбила атеистическую пропаганду противника. Нарком был посрамлен.
Вскоре о.Александра с семьей( женой и двумя детьми, младшему из которых не было и года)выгнали из церковного дома на улицу ,в паспорте поставили штамп «служитель культа» -как внеклассовый элемент ни батюшка, ни его жена не могли устроиться на работу. На квартире, которую снял о. Александр часто устраивались ночные обыски.
От воспаления легких умер старший сын, 16- летний Георгий, талантливый пианист, гордость Киевской консерватории.
В то время на Украине внутри Церкви сложилась сложная обстановка. Уже в 1920 году была создана « Всеукраинская Церковная Рада», которая отвергла всех епископов как ставленников Москвы. Была провозглашена автокефалия и « посвящен» в митрополиты всея Украина лишенный сана Василий Липковский.
Возникло множество группировок, призывающих к всестороннему обновлению. О. Александр проводил пастырскую работу, защищал церковь от обновленцев и автокефалистов. Под угрозой смерти за каждой службой он молился о Патриархе Тихоне, находившемся то время в подвалах Лубянки.
В 1934 году умирающие от голода, разразившегося на Украине, искали помощи в храмах. Власти отреагировали быстро — были закрыты все церкви в центре Киева. О. Александр остался без прихода.
После убийства С.М. Кирова, в стране была развернута очередная компания арестов и расправ.
Одним из первых в Киеве был арестован о. Александр. Решением особой комиссии при НКВД УССР от 13 июня 1937г. он был признан виновным «в раскрытии сведений, которые не подлежат разглашению» и осужден на 3 года ИТЛ( исправительно-трудового лагеря).
Для отбытия наказания был отправлен в бухту Нагаево Северо-Восточного лага ( бухта в Таугойской губе Охотского моря-Магаданская обл.)
Три страшных года лагерей — работа на грани человеческих возможностей, голод, цинга, обмороженные руки и ноги – подорвали здоровье батюшки.
Трудно жилось и семье в Киеве. Они голодали, как родственницу «врага народа» жену не брали на работу, сына исключали из нескольких школ подряд. Нечем было платить за квартиру. Не выдержав испытаний, жена о. Александра оформила развод.
Когда о. Александр вернулся в Киев, вокруг была пустота: дома нет, церковь закрыта, в паспорте отметка об отбытии из заключения. Вокруг подозрительность, недоверие, злоба. Тогда он принял решение: поехал в Москву и подал Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Сергию (Страгородскому) прошение о монашеском постриге.
Новопостриженный архимандрит ( монашеский чин, один из высших в Русской Православной Церкви) Александр (Вишняков) был назначен настоятелем киевской Соломоновской церкви.
Очень скоро он завоевал доверие и любовь прихожан. Зная о его бытовой неустроенности, прихожане вскладчину купили батюшке маленький глинобитный домик на окраине Киева — Димеевке. С больными ногами добираться через весь город до храма оказалось не под силу, и о. Александр открыл домовую церковь в честь равноапостольной Марии Магдалины.
19сентября 1941 года в Киев вошли немцы, а с ними униаты и автокефалисты.
(Униаты — лица, придерживающиеся греко-католического-униатского-исповедания и признающие слияние католической и православной церквей под главенством римского папы).
Вскоре новые власти вызвали батюшку для беседы. Сила личности о. Александра, отличное владение немецким языком, его репрессированное прошлое давало немецкому руководству надежду на его помощь в работе с населением. О..Александра отпустили с запретом читать «Послание» митрополита Сергия (Страгородского) и обязали служить в церкви молебен о здравии фюрера. О..Александр продолжал служить в домовой церкви, благославляя всех православных на защиту Родины.
29 сентября в Киеве начались массовые расстрелы евреев. Многие киевские евреи еще до прихода немцев, опасаясь за свою жизнь, приходили к о. Александру, чтобы креститься в православную веру. И, когда начались расстрелы в Бабьем Яру о.Александр надел рясу с крестом и орденом Георгиевского кавалера, отправился на место казни, просить за православных евреев.
На следующий день о. Александр намеривался исповедать больную прихожанку. После Литургии его разыскал сын и просил укрыться, так как его разыскивает гестапо. Но батюшка решил выполнить свой долг и отправился к больной прихожанке. По пути он был арестован.
Остаток дней о. Александр провел в концлагере на Сырце.
6 ноября1941 года в Бабий Яр привели очередную колонну измученных людей. Это были военнопленные красноармейцы, евреи и 2 священника: архимандрит Александр и протоиерей Павел.
Архимандрит Александр был зверски убит националистами: распят и сожжен.


Спустя десятилетия, 6 ноября 1999года в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» из храма Святителя Михаила, первого митрополита Киевского, в Бабий Яр двинулся крестный ход. Пройдя скорбной дорогой в истории Киева, верующие установили крест на месте гибели архимандрита Александра.
По материалам:
• Альманаха «Альфа и Омега» №36 2003г.;
• «Русь Святая» Календарь на 2003г. с житиями святых и подвижников благочестия XX столетия. Москва, Благо 2002г.
• Селин А. А. « Историческая география Новгородской земли в XVI-XVIII вв.: Новгородский и Ладожский уезды Водской пятины»2003.
• Материалы по статистике народного хозяйства в С.-Петербургской губернии. – Вып. VI. Крестьянское хозяйство в Лужском уезде. Ч. Первая. Таблицы / изд. Спб. губерн. земства. – СПб., 1889
• Памятная книжка С.-Петербургской губернии на 1914-1915 гг. / изд. СПб. Губ. Стат. Ком-та. – СПб., 1914.
• Носков А. В. «Храмы Лужского района Ленинградской области»