В авторитетном научном академическом издании «Ежегоднике Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2005-2006 гг.» (СПб.,
2009) вышла статья Елены Михайловны Аксененко «…И дружба сохранит немногие листки» (Письма игумена Антония(Бочкова) монахине Марии (Шаховой)), которая, безусловно, будет интересна краеведам и лужанам, интересующимся историей Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря.
Эта статья открывает серию публикаций материалов из архива монахини Марии, «известной в конце 1830- 1840-х гг. поэтессы Елизаветы Никитичны Шаховой». И начинается серия с публикации 35 писем (периода 1862- 1864 гг.) игумена Антония, известного в миру Алексея Поликарповича Бочкова (1803-1872), пробывшего с 1062 по 1868 г. настоятелем Череменецкого монастыря, а потом еще три года прожившего в монастыре «на покое».
Как сообщается в преамбуле к публикации, «в Рукописном отделе Пушкинского Дома находится 100 писем игумена Антония к разным лицам, из которых Е. Шаховой адресовано 88 писем 1862-1869. Письма иг. Антония дошли до нас не в полном объеме, что следует из их содержания.
Хронологически наиболее активный период переписки совпадает со временем настоятельства иг. Антония в Череменцком монастыре и пребыванием Е. Шаховой в Тверском Христорождественском монастыре». Данная публикация сопровождена также «жемчужинами» из архива игумена Антония — его уникальными рисунками видов Череменецкого монастыря. Отметим, что хоть имя Антония Бочкова и не известно широкому кругу читателей, оно отнюдь не забыто ни подвижниками, ни историками литературы, ни послушниками Череменецкого монастыря (не случайно в подстрочной ссылке к статье автором сообщается, что «церковный комментарий’подготовлен при участии иеродьякона Череменецкого монастыря Антония (Козина)). 29 ок¬тября 2008 года, в Москве, в Николо-Угрешском монастыре состоялись Первые Анто- ниевские чтения, посвященные памяти игумена Антония (Бочкова). Мероприятие, заметим, было организовано по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. А непосредствен ми учредителями чтений выступили Николо-Угрешский монастырь, а также Иоанно- Богословский Череменецкий монастырь при участии Леушинского подворья. Эти чтения были приурочены к 135-летию преставления игумена Антония (Бочкова).
Игумен Антоний являлся современником святителя Игнатия (Брянчанинова) и известен как великолепный духовный писатель и подвижник, как яркая, талантливая личность. Родился игумен Антоний в Петербурге, скончался в Николо-Угрешском монастыре. В настоящее время усилиями подвижников была найдена могила игумена Антония, восстановлен крест на ней, а также совершена первая панихида после многих десятков лет со времени закрытия монастыря. Историками литературы, а также историками церкви .сейчас активно реконструируется жизнь и творчество игумена Бочкова, вводятся в научный оборот эпистолярные материалы, связанные с его именем, публикуются его стихотворения, интерпретируется и истолковывается его творчество.
В письмах игумена Антония, подготовленных Е. М. Аксененко, читатель найдет немало новых реалий из жизни «заштатного» монастыря; по рисункам иг. Антония можно восстановить некоторые архитектурные и ландшафтные детали, утраченные на данный момент. Отметим, что и Антоний Бочков и Мария Шахова будучи великолепными поэтами, обменивались своими поэтическими посланиями — эти стихотворения приводятся в публикации. Совершенным бриллиантом загорается в этой переписке стихотворение Игумена Антония «Череменец»,отдельные строки из которого приводим ниже:
Из булыжника ограда; маленькие башни, Гать предлинная, за нею огород и пашни. (Череменецкий монастырь виден из далёка, От Солнцева берега и из Наволока.)
Но пойдем, помолимся иконе старинной: Иоанна Богослова. Лик темный и длинный, Как зерно пшеничное, густо пожелтелый, Уцелевшее одно от пшеницы спелой.
Озеро! Могу ль тебя звать Тивериадой?
Часто здесь в народе праздничном, весёлом Ходит сам Апостол по деревням, сёлам;
За иконой приезжают лодочки и чёлны —
И спаситель сам приходит через легкие волны.
Кстати, на это стихотворение последовал ответ Марии Шаховой, которая, не будучи в монастыре, смогла составить себе представление об обители по письмам, а также рисункам игумена Бочкова и написать выразительное и тонкое стихотворение «Элегия».
Озеро священное, холмик живописный,
Место, — где спасется Старец, — друг мой присный,
Здесь воображению не мечтой является!
Давнее желание вдруг осуществляется,
Череменец увидела я — со всех сторон:
Вот приют молитвенный, — маленький Сион!
Весь он колоколенкой — в небеса уходит,
Так и Старец мысль свою всю туда возводит!
Липы многолетние и дубы старинные, ,
Темно-синей зелени бросив тени длинные,
В озере, как в зеркале, ясно отражаются,
Так времен события все отображаются.
Удивительно, что эти поэтические звуки, которые можно сравнить разве что с совершенным колокольным»звоном были скрыты от читателя в архиве на целых полтора столетия.
Публикация научного сотрудника Рукописного Отдела Елены Михайловны Аксененко содержит также ценнейший, без преувеличения, энциклопедический комментарий, который реконструирует уникальные реалии жизни в «заштатном» Череменецком монастыре. Эта публикация, на мой взгляд, является своего рода летописью двухлетней жизни не только отдельного человека, но и Череменецкого монастыря в целом. Уверен, что проделанная исследователем многолетняя работа, будет учтена лужскими краеведами. А опубликованная переписка станет бесценным пособием по истории Череменецкой обители середины XIX века.
Р. S. На втором рисунке подпись: «Липа преосвященного Игнатия», имеется ввиду святой Игнатий (Брянчанинов), архимандрит, который будучи благочинным Санкт-Петербургских монастырей неоднократно посещал Череменецкий монастырь.
Александров А.С.
(Публикация в газете «Провинциальные новости, 2009, №18 (май), с.32-33).