ПЕТР ПЕТРОВИЧ ВИХРОВ Священник, настоятель церкви Успения Пресвятой Богородицы с. Смешино
Сведения о роде Вихровых известны с 60-х годов 18 века. Все, из известных ныне, были священнослужителями храмов, принадлежавших Новгородской епархии. Чаще всего упоминаются церкви, расположенные неподалеку от Великого Новгорода: церковь Петра и Павла в Любино и Успенская церковь села Коростынь.
Прадед — Григорий Петров Вихров 1776 года рождения окончил Александро-Невскую Семинарию, был Благочинным Валдая и окрестных его погостов, настоятелем Троицкого собора г. Боровичи и ректором Боровицкого Духовного уездного училища.
Дед-Василий Вихров ( младший)— священник церкви Тихвинской иконы Божией Матери с. Учно Новгородского уезда, был награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте в память войны 1853-1856 гг.
Отец — Петр Васильевич Вихров по окончании Новгородской Духовной Семинарии был направлен учителем в Перечицкое земское народное начальное училище. 20 июля 1874 рукоположен во священника к церкви Преображения Господня села Торошковичи- Тырковых Лужского уезда, в дальнейшем был настоятелем Успенской церкви села Смешино Лужского уезда, помощником благочинного I Лужского округа,
обучал детей Закону Божьему в школах сел Смешино и Слапи.
С 1900 по 1904гг. законоучитель Лужской женской прогимназии.
За годы служения был награжден набедренником, скуфьей, камилавкой, за 25-летнюю службу золотым наперстным крестом, орденом Св. АнныIII степени и серебряной медалью в Память Императора Александра III.
Петр Петрович Вихров родился13 августа1882 с.Торошковичи-Тырковых Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии
(Усадьба Малые Торошковичи-Тырково, Преображенская церковь)
В семье священника Петра Васильевича Вихрова было восемь детей: пять дочерей и три сына, Петр был пятым ребенком в семье.
В прежнее время средствами содержания причта служили обработка земли и скудные доходы за исправление треб в приходе, « которые, по незначительности и бедности прихода, были не великие; но, при собственных трудах земледелия, простоте жизни, ограниченности в потребностях члены причта могли существовать хотя и скудно, но не совсем бедственно».
Земли на содержание причта было отведено помещиком Тырковым в 36 десятин 40 саж.
Лесу на церковной земле не было, и дрова церковью и причтом покупались с большим трудом. По штату 1879 года причту положено было жалованье: священник получал 240 рублей серебром, а псаломщик 80 рублей серебром в год.
Все дети о. Петра получили образование: Елизавета закончила Исидоровское епархиальное женское училище и учительствовала в церковно- приходской школе; Анна с 1901по 1918 гг.- учительница в церковно-приходской школе при церкви Св. Вмч. Пантелеймона в Санкт-Петербурге, после 1939 г. преподавала в школе села Лигово.
Близнецы Надежда и Вера в 1917 году закончили 7 класс Исидоровского училища и были переведены: одна на физико-математическое, вторая на историко-словестное отделение второго года обучения последнего класса епархиального училища.
Справка: Исидоровское епархиальное женское училище было основано в 1870 году.
В училище принимали дочерей сельского духовенства Петербургской губернии. Учебное заведение было закрытым, «приходящих» девочек было немного. При вступительных экзаменах надо было знать таблицу умножения, написать отрывок под диктовку, рассказать стихотворение. Дисциплина в училище была строгая. К первоклассницам прикреплялись воспитанницы старших классов, помогавшие младшим на первых порах. Различались исидорянки по цвету платья. В первом и втором классах носили платья цвета бордо; в третьем и четвертом — зеленые; в пятом и шестом — лиловые; в седьмом и восьмом — серые. После окончания 6-летнего курса получали право «на звание домашних учительниц тех предметов, в коих оказали хорошие успехи», а после 7-го педагогического класса – «быть учительницей в младших классах епархиальных женских училищ и в церковно-учительских школах по специально-изученным предметам, а также училищною воспитательницею». Последние два класса были своеобразной стартовой площадкой для получения высшего образования.
Дочь Мария умерла в младенчестве.
Старший сын Михаил в сентябре 1897 выдержал экзамен в Санкт-Петербургской Духовной семинарии на звание учителя церковно-приходской школы. В августе 1899г. был рукоположен в сан диакона. Служил в церкви Рождества Христова Бельского погоста Гдовского уезда, Посолодинской Входоиерусалимской и Сяберской Спасской церкви Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии.
Младший сын Павел окончил курс Санкт-Петербургской Семинарии и служил псаломщиком церкви Смоленской иконы Божьей Матери села Пулково Царскосельского уезда.
Петр окончил курс Санкт-Петербургской Духовной Семинарии в 1909 году по 2-ому разряду, что давало возможность претендовать на место преподавателя приходской школы и священническое место в церкви третьего класса.
В июле 1909 года он обвенчался с выпускницей Исидоровского епархиального женского училища Антониной Константиновной Хутынской, дочерью протоиерея церкви Смоленской иконы Божией Матери села Пулково Царскосельского уезда Константина Ивановича Хутынского.
Петр Петрович Вихров был рукоположен в сан иерея 12 июля 1909 года в Исаакиевском Соборе Санкт-Петербурга и определен на служение в церковь Успения Пресвятой Богородицы села Смешино Лужского уезда.
Однопрестольная, каменная церковь с. Смешино была построена в 1806 году на средства помещика Ефима Васильевича Елагина. Рядом с церковью находился дом для священника, построенный в 1855 году.
Погост Смешино
В начале XX в приходе состояли село Смешино, деревни Заклинье, Крупель, Крюково, Нелаи, Подгородье, Слапи, Турова, Шалова — всего 205 дворов, где проживало 590 мужчин, 634 женщины.
Сельских детей обучали грамоте и Закону Божию в церковно-приходских школах, которые были открыты в Смешино, Слапях и Крупелях.
Заведующим и законоучителем в этих школах с 1909 по 1919гг. был о. Петр Вихров.
С 1915 по 1918гг. Петр Вихров законоучительствовал в Лужском Городском женском училище. С началом Первой Мировой войны он возглавил местный Попечительский Совет о семьях лиц, призванных в войска.
Круг деятельности местных попечительств заключался:
«…в обследовании положения каждого из просивших пособия семейств, к которому, в пределах деятельности попечительства, принадлежали лица, находившиеся в рядах армии и в определении, какие из семейств действительно нуждались в пособии;
в обследовании заявлений тех лиц и семейств, которые лишились средств к существованию, вследствие военных обстоятельств;
в определении вида и размера пособия, наиболее соответствовавшего потребностям нуждавшегося семейства или лица;
в поиске местных средств, состоявших из приношений или добровольных взносов деньгами, припасами, вещами;
в обращении, при недостаточности местных средств, к помощи земства и городского общественного управления, а также тех учреждений, в которых сосредотачивались общие средства для пособия семействам призванных на службу воинов;
в действительном производстве пособия».
В эти же годы он был избран в Совет Лужского Иоанно-Богословского Братства.
Справка: Появление Братств на рубеже XIX-XX веков связано с изменениями в укладе российской жизни. В связи с резким развитием экономики страна аграрного патриархального уклада превращалась в индустриальную державу. Началось массовое движение из деревни в город. Быт русского крестьянства, дававший основание православной вере русского народа, ломался. На смену принадлежности к крестьянско-христианскому миру, общине, семье приходило индивидуализированное безбытное существование фабричного рабочего, нового городского жителя. В духовной жизни людей происходил откат в неверие .
Ответом на эти губительные для русских душ процессы стало создание церковных братств, которые занимались распространением грамотности и религиозно- нравственным просвещением, устройством церковно-приходских школ и библиотек, изданием богословской литературы. Они становились духовно-миссионерским центром, в котором священнослужители вели беседы с прихожанами и дискуссии со старообрядцами и иноверцами.
Православные Братства создавались обычно при приходских храмах, существовали также при монастырях и даже при архиерейских домах, часть братств имела статус епархиальных. Их количество резко возросло в начале XX века, особенно в качестве реакции на революцию 1905 года и Первую Мировую войну. Во время Русско-японской и Первой Мировой войн братства отправляли на фронт вещи и продукты, брали на себя попечение о сиротах и вдовах погибших воинов, финансировали создание лазаретов, осуществляли сборы теплых вещей, продуктов и лекарств для армии; братские церковные хоры давали концерты духовной музыки для раненых.
После прихода к власти Временного, а затем Советского правительства роль Братств в церковной жизни коренным образом изменилась. В условиях развернувшихся гонений именно они с участием мирян стали для Русской Церкви наиболее действенной формой самозащиты против гонений. Не случайно на Соборе 1917-1918 гг. православные Братства упоминались во многих соборных определениях как одна из желательных форм церковно-общественной жизни в новых условиях.
Поскольку декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 5 февр. 1918 г. все религиозные общества были лишены прав юридического лица 28 февраля 1918 г. последовало постановление Патриарха Московского Тихона и Священного Синода «О деятельности церковно-административного аппарата в условиях новой государственной власти»,
В ответ на призыв Патриарха Тихона к православным пастырям:
«Не теряйте же времени, собирайте вокруг себя стадо… Составляйте из благонамеренных прихожан братства, советы — что найдете полезным по местным условиям» — появились десятки приходских, межприходских, монастырских православных Братств, стремившихся защищать православные храмы и монастыри. ( «Церковные Ведомости» 1918. № 5)
С 1917 по1921 гг. о. Петр Вихров состоял председателем Приходского Совета Смешинской Успенской церкви.
Далее документальных и семейных сведений нет, так как семья скрывала их.
Предположительно, до 1923-1925гг. проживал и служил в Смешинской церкви и церквях г.Луги.
В 1925 году о.Петр был арестован. По сведениям семьи, предположительно, был выслан в Гдовский район Ленинградской области на длительное время.
Жена с детьми вынуждена была уехать к родным в с.Пулково Царскосельского уезда. Из ссылки вернулся в 1929 году.
В том же году вместе с женой Антониной Константиновной был лишен избирательных прав, что фактически лишало семейство будущего:
«Лишенцы» согласно существующих тогда законов не могли вернуться в места из прежнего проживания, для них были закрыты Ленинград и Москва;
Возникли проблемы с трудоустройством, они не могли получать продукты в условиях карточной системы 1929-1935гг.;
Детям «лишенцев» было крайне затруднительно получить образование выше начального.
Для них были введены особые налоги, например военные.
Одним из последних по времени серьёзных ударов по « лишенцам» стало введение паспортной системы, главной целью которой была объявлена очистка городов и крупных строек пятилетки от «классово чуждых и пролетариату и деклассированных людей». Местные должностные лица, как правило, автоматически отказывали в выдаче паспортов лишенцам, членам их семей.
Граждане, лишённые избирательных прав, брались под особый надзор правоохранительными органа ми в т. н. «режимных местностях», т. е. в крупных городах, приграничных зонах и промышленных районах.
О.Петр тяжело заболел.
С 1931 года по 13 октября 1933 года о.Петр Вихров вел службу в храме Смоленской Иконы Божией Матери в Пулково, где много лет служил его тесть протоиерей Константин Иванович Хутынский.
Умер о.Петр 13 октября 1933 года. Предположительно был
Фотография из фонда КГИОП вид 1930-х годов
похоронен на церковном кладбище, где в 1941-1944 гг. производились массовые воинские захоронения. Поскольку именно здесь, в церкви и возле неё располагались штабы 864, 880 и 891 полков 189 стрелковой Кингисеппской краснознамённой дивизии. Примерно в 1500-1900 метрах от кладбища к югу располагались позиции Советской Армии. Здесь в течение трёх лет проходила линия фронта в годы войны и блокады, с сентября 1941 по январь 1944 гг. Так что от могилы о. Петра Вихрова, как и всех, здесь захороненных, не осталось и следа.
Антонина Константиновна после смерти мужа проживала с семьей в селе Пулково и станции Александровская Слуцкого района. В августе 1941 пришла в Ленинград, где и умерла в первую блокадную зиму.
В семье было семеро детей: четверо мальчиков (Александр, Иосиф, Серафим, Николай) и трое девочек(Галина, Ираида и Милица).
По — разному сложилась их жизнь. Особо трагична судьба третьего сына Иосифа: закончив школу — семилетку, работал счетоводом в артели «Спецмеханик» в Ленинграде. 10 августа 1937 был арестован в селе Пулково Слуцкого района Ленинградской области. 15 сентября 1937г. Постановлением Особой Тройки УНКВД ЛО приговорен по статье 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. 17сентября 1937 года расстрелян.
31 июля 1989 Заключением Прокуратуры Ленинградской области был реабилитирован.
Под репрессии попали ближние родственники о. Петра Вихрова:
Муж сестры Елизаветы:
Аркадий Алексеевич Георгиевский — сын протоиерея Бельского погоста Лужского уезда Алексея Петровича Георгиевского, диакон Вшельской церкви Лужского уезда, с 1910 — по 1918- диакон церкви Симеона и Анны г. Петрограда. Арестован 31 августа 1937г. Приговорен к 10 годам ИТЛ. Умер в заключении.
Муж сестры Надежды:
Аркадий Николаевич Порфидидов -сын священника Воскресенской церкви села Синявино-Торошковичи Лужского уезда Николая Никаноровича Порфиридова. Псаломщик Воскресенской церкви села Синявино-Торошковичи Лужского уезда. В 1932г.- диакон Городенской церкви Батецкого района Новгородской обл. До 1938г. служил диаконом в церкви во имя Александра Невского в деревне Бурга Маловишерского района Новгородской области
15 февраля 1938г. арестован Маловишерским районным отделом НКВД и содержался в Новгородской тюрьме. 14 марта 1938г. Особой Тройкой при УНКВД СССР по Ленинградской Области. Приговорен к ВМН. Расстрелян.
Муж сестры жены Олимпиады Константиновны:
Николай Петрович Кулигин- протоиерей, благочинный II Лужского округа, Помощник благочинного I округа Санкт-Петербургского уезда, последнее место служения- церковь Казанской иконы Божией Матери в Рыбацком.
26 июня 1937г. был арестован. Особой Тройкой УНКВД 7 октября 1937г. приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян.
31 июля 1989г. Заключением Прокуратуры Ленинградской области реабилитирован.
13-16 августа 2000г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых.
Использована литература:
-«Деревенские святыни Северо-Запада России. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии».
-Пушкарева Н. Л., Щербинин П. П. «Организация призрения семей нижних чинов в годы первой мировой войны»
-Фаворисов Е. В. « Призрение семей нижних чинов, призванных в военное время на действительную службу (1874 – 1912 гг.)» «Молодой ученый». — 2010. — №9. — С. 217-223.
-Шеметов Н. (Бычков С. С.). Православные церковные братства (1917-1945) По материалам конференции «Православные братства в истории России. К 100-летию воззвания патриарха Тихона об образовании духовных союзов» 1-3 февраля 1918г.
-Красильников С.А «На изломах социальной структуры: маргиналы в послереволюционном российском обществе (1917 — конец 1930-х гг.)
Глава 1. Лишенные избирательных прав (лишенцы) как маргинальная группа (1918 — 1936 годы.)»
-Валуев Д.В.« Лишенцы в системе социальных отношений»
-Воспоминания П.И.Куц
-petergen.com/bovkalo/index.html
Опубликованные материалы принадлежат ЦИО Воскресенского собора