ОСТРОУМОВЫ (ЛУЖСКИЕ)
24 октября 2017года исполнилось 81 год со дня кончины протоиерея Анатолия Остроумова, Благочинного 1-ого округа Лужского уезда, первого настоятеля Казанского собора, и настоятеля Екатерининского и Воскресенского храмов, представителя Лужского Комитета попечительства о народной трезвости.
I поколение
1. Михаил Остроумов (сведений нет)
II поколение
Отец: Федор Михайлович Остроумов
(1818 — 1866гг) Окончил Новгородскую Духовную семинарию (1841г). 17 марта 1846 года рукоположен во священника Покровской церкви д.Бутково Лужского уезда.
Мать: Параскева Козмина Барсова (6 октября 1828 — 1911г.г.)
Дочь священника Покровской церкви Бутково Лужского уезда Козмы Павловича Барсова (1803 — 1853гг)
Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы деревня Бутково
(1773 год – 1905 год)
III поколение
Старший брат: Елпидифор Федорович(1846 г.р.), окончив Санкт-Петербургскую Духовную семинарию с аттестатом 1 разряда в 1869 году и Духовную академию в 1873 году, впоследствии преподавал в Таврической Духовной семинарии в Симферополе (Таврическая губерния), скончался на месте своего служения.
Сестра: Елизавета Федоровна (1848 – 1866 гг.)
Брат: Василий Федорович (1858 – 1866 гг.)
IV поколение
Дочь старшая: Любовь Анатольевна (13.02.1900 г. город Луга). Окончила Мариинскую Лужскую женскую прогимназию (1918 г.). В 1922 — 1926 гг. училась на торговом отделении факультета правоведения Тартуского университета.
Муж дочери: Бронин Федор Андреевич (перенаправлено с «Оконнель-Бронин Федор Андреевич») Федор Андреевич (Петр Рудольфович?[1]) Бронин (О’Коннель-Бронин) (07.07.1890 г., Псковская губ. — 14.06.1942 г., Соликамск) Подпоручик. В Отдельный Псковский добровольческий корпус Северной армии зачислен с 20.20.1918 года. Начальник контрразведки 3-го Талабского стрелкового полка. В декабре 1919 года делопроизводитель полкового суда 6-го пехотного Талабского полка. Поручик (31.07.1919 г.). После ликвидации Северо-Западной Армии проживал в Эстонии. Регент, иконописец. Расписал иконостас одного из приделов Покровского храма в деревне Нос (Nina), в котором служил псаломщиком. Арестован в 1940 году. Расстрелян в лагере в Соликамске. Реабилитирован 02.10.1989.
Дочь младшая: Надежда Анатольевна (07.03.1902 г. город Луга)
Остроумов Анатолий Федорович (8июня 1861-24 октября 1936г.г.)
В 1861 году 8-гo июня, в год отмены Русской Земли от крепостничества, в семье скромного сельского священника Покровской церкви села Буткова Лужского уезда Петроградской губернии Федора Михайловича Остроумова родился раб Божий Анатолий. В семье Федора Михайловича и Параскевы Козмины Остроумовых было четверо детей: трое сыновей и дочь. И, как это было принято в то время, оба сына были отданы на обучение в Санкт-Петербургскую Духовную семинарию.
Анатолий Федорович Остроумов получил своё образование и занимался, очевидно, усердно, окончил семинарию в 1883 году в числе первых учащихся с аттестатом 1 разряда.
В том же году был рукоположен Митрополитом Исидором во иереи и определён священником в сентябре 1883 года в один из погостов родного ему Лужского уезда: Церковь во Имя Св. Великомученицы Параскевы — Пятницы села Чупрова Гора Лужского уезда.
Что же представляло собой место первого служения о. Анатолия?
Село Чупрова Гора находилось в 157 верстах от Петербурга и в 25 от Луги, на проселочной дороге, на гористой местности, называемой «Чупр-Гора» или «Чупруг-Гора», богатой некогда дубовым и кленовым лесом.
Старая церковь Чупровой Горы (Городенская волость Лужского уезда Санкт-Петербургской епархии), деревянная, во имя Св. Великомученицы Параскевы — Пятницы, существовала с 1661 года. Она была построена князем Михаилом Михайловичем по преданию Бутурлиным, а по старинной церковной описи 1670 года Голицыным. В 1870 года по проекту архитектора Петра Лукашевича была выстроена новая деревянная Церковь во имя Св. Параскевы. Стараниями священника Григория Ивановича Пруденского (1821 – 18.07.1883 гг.) на местном кладбище была построена теплая, деревянная церковь, также во имя Св. Параскевы и освящена 10 ноября 1873 года.
Упоминание семьи Пруденских неслучайно. Женой отца Анатолия становится дочь священника Параскева Григорьевна. Сестра ее — Анна Григорьевна долгие годы — несла послушание в просфорне Успенской Церкви села Городец Лужского уезда, а с ноября 1911 года — в просфорне Екатерининского Собора г. Луги. Внучка Григория Ивановича — Зиновия Алексеевна обучалась в женском Исидоровском Духовном училище Санкт-Петербурга. С 1914 года она учительствовала в Екатерининской церковно-приходской школе г. Луги.
Только пять месяцев прослужил он на этом своём первом месте. А с 10 февраля 1884 года состоялся его перевод на должность второго священника Лужского Екатерининского собора.
К моменту переезда А.Ф. Остроумова в Лугу в городе проживало 1531чел. обоего пола: из них- 1010 мужского пола и 521 женского пола. В уезде- 93046 чел. обоего пола: соответственно — 46468 мужского пола и 46578 женского пола. По количеству народонаселения Лужский уезд занимал 3 место после подстоличного Петербургского и Гдовского уездов. Однако по плотности населения нашему уезду принадлежало последнее место. На одну квадр. версту приходилось только 8 жителей. Население на территории уезда было распространено неравномерно. Центральная часть между реками Оредеж, Лугой и Плюссой была заселена очень густо. Северная — лесисто-болотистая, представлявшая по площади почти половину уезда, была редко заселена. Та же ситуация наблюдалась на юго-западе и юго — востоке уезда. Деревни в большей частью мелкие (из 3-4 дворов) и дурно отстроены. В восточной части уезда, наоборот, деревни — более многолюдны и более обустроены. Это объяснялось характером и образом жизни людей, их населявших. На центральных и восточных землях Лужского уезда проживали потомки древних новгородских славян, отличавшихся живостью, находчивостью, трудолюбием, выносливостью, добродушием и гостеприимством. В юго — западной части уезда, по географическому положению всегда тяготившего к Пскову, жители — потомки другого славянского племени — кривичей. Они – менее предприимчивы, более вялы, отставали в бойкости, деятельности и трудолюбии. Своим христианским просвещением Лужский край обязан Новгороду с очень древних времен.
Этим назначением в Лугу определяется добрая половина дальнейшей жизни и наиболее яркого проявления деятельности отца Анатолия. В двух направлениях развивается его трудничество — в пастырской деятельности и в педагогической работе. Пастырскую деятельность оценивает по достоинству и непосредственное начальство отца протоиерея. В промежуток между 1884 и 1900 годами он последовательно награждается набедренником (1887 г.), скуфьею (03.03.1893 г.), камилавкою (14.05.1896 г.), золотым наперсным синодальным крестом от Священного синода (06.05.1900 г.). Во время пребывания на маневрах в Луге и Лужском уезде в августе 1900 года император Николай II и сопровождавшая его свита посетила Воскресенский собор, где были встречены местным духовенством со крестом и святой водой. Божественную литургию отслужил настоятель собора протоиерей А. Остроумов. Перед отъездом Государь Император пожаловал благочинному Лужского собора Анатолию Остроумову золотой наперсный крест с украшениями.
В 1901 году освобождается место настоятеля Екатерининского собора и 04.06.1901 года определением Митрополита Антония (Вадковского) отец Анатолий назначается на пост настоятеля. На этом ответственном посту деятельность отца протоиерея достигает высшего своего развития. Он является большим духовным авторитетом: ему неоднократно поручают сложные следствия по возникавшим в духовном сословии Лужского уезда делам, его избирают постоянным депутатом от Духовного ведомства в земских собраниях Лужского уезда, в Лужской городской Думе.
Отец протоиерей становится благочинным церквей Лужского округа. Его деятельность обращает на себя живейшее внимание церковных и гражданских кругов, причём, последнее особенное внимание обращают на педагогическую деятельность отца протоиерея. Она поистине удивительная и многосторонняя: основатель, заведующий и законоучитель трёх церковно-приходских школ, член Лужского Комитета попечительства о народной трезвенности, законоучитель лужских средне — учебных заведений, председатель Уездного Епархиального Училищного Совета, попечитель церковных школ, законоучитель в учебной команде, представитель от своего округа на Всероссийском Съезде законоучителей, Лужский уездный наблюдатель церковно-приходских школ; Председатель Лужского уездного отделения Санкт-Петербургского епархиального училищного совета; Член Лужского Уездного училищного совета при Министерстве народного просвещения; С 20 сентября 1913 года председатель Лужского Иоанна — Богословского братства; С 1 июня 1917 года член попечительного совета о семьях воинов; Наблюдатель для просмотра программ публичных духовных концертов Луги и Лужского уезда; Член строительного комитета по постройке Казанской церкви в Луге, благодарность (1905).
и т. д. — отец Анатолий неутомимо ведёт везде своё большое созидательное дело. Начальство отмечает его труды наградами. Ордена Анны 3-ей (1904) и 2-ой ст., св.Владимира 4-ой и 3-ей ст., палица, ряд благодарностей, благословений, выражений признательности являются вехами на его трудовом пути.
В 1908 году 1 октября, в день 25-летия иерейского служения, вся Луга и весь Лужский уезд принимали участие в чествовании деятельнейшего пастыря всего округа. Мысль эта проскальзывает во всех бесчисленных адресах и приветствиях, полученных юбиляром в этот день. За усердное исполнение возложенных обязанностей был пожалован бархатной фиолетовой скуфьей и камилавкой, наперсным крестом.
К началу ХХ в. на территории уезда насчитывалось 50 приходов, которые были объединены в несколько Благочиннических округов. Округа не были определены навсегда неизменно. По просьбам причтов, учитывая местные условия, они переводились из одного Благочиния в другое.
По данным «Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии за 1884 год» в Лужском уезде было 3 Благочиннических округа, а в 1914 году — уже 4 округа.
А.Ф.Остроумов был Благочинным 1-ого округа, куда входили приходы восточной и юго-восточной окраин Лужского уезда: Торковичи, Бутково, Оредеж, Верхутино, Передольская, Новинка, Романщина, Синявино-Торошковичи и Тырново-Торошковичи, Городня, Мроткино, Вычелобок, Каменка, Чупрова Гора, Батецкая.
В Батецкой 1 июля 1913 года протоиерей Анатолий Остроумов освятил Церковь во имя Сошествия Святого Духа, сооруженного в стиле новгородских храмов по проекту епархиального архитектора А.П. Аплаксина. Церковь была построена на средства помещика Н.В. Сазикова в память300-летия дома Романовых .
По страницам метрических книг Покровской церкви. Маленькая Александра, протоиерей Остроумов и псаломщик Ильинский. В 1909 году в Покровском храме крестили Александру, дочь крестьянина Константина Яковлева из деревни Замошья. Крестили ее 5 апреля по старому стилю. Кстати, в 1909 году заработала новая по тем временам каменная Покровская церковь. В этом событии любопытны два обстоятельства. Во-первых, восприемницей от купели маленькой Саши, крестьянской дочери, была жена потомственного почетного гражданина Мария Яковлевна Преп (или Прен). Во-вторых, хотя таинство крещения в этом году совершал причт Покровской церкви — священник Михаил Фальковский и пономарь Смоленский, Александру крестили другие служители. Это были протоиерей Анатолий Остроумов и псаломщик Алексей Ильинский.
C началом Первой мировой войны в Лугу переехала семья действительного статского советника, председателя Ковенского окружного суда Николая Львовича Чернай (1853-1926 гг., Нарва, Эстония)
Судебный деятель. С 1881 г. служил судебным следователем в Ковно, затем член Новгородского и Псковского окружных судов. В 1915 г. председатель ревизионной комиссии Русского северо-западного общества помощи беженцам, эмигрировавшим в Эстонию. Умер в возрасте 73 лет, сын которого Александр впоследствии станет известен в православном миру как архимандрит Алексий.
Их духовником становится протоиерей Анатолий Остроумов. Возможно, беседы с отцом Анатолием повлияли на дальнейший выбор жизненного пути 15-летнего гимназиста.
1 августа (19 июля по старому стилю) 1914 года Россия вступила в Первую мировую войну. Этот день стал точкой отсчета последних лет и месяцев Российской империи. С первыми выстрелами Мировой войны Россия стала приближаться к роковой черте, за которой последовали революции и Гражданская война…
Пробудилась от привычной провинциальной «спячки» уездная Луга, покрывшаяся сетью госпиталей и лазаретов. Большим событием для Луги в начале апреля 1915 года стало открытие лазарета в здании офицерского собрания 24-й Артиллерийской бригады. Лазарет, рассчитанный на пятьдесят мест, считался отделением Лужского лазарета при Сырецкой общине Российского общества Красного Креста. Торжественную церемонию освящения совершал настоятель Лужского Екатерининского собора отец Анатолий Остроумов. По случаю открытия лазарета уполномоченный Красного Креста камергер Александр Александрович Тиран отправил специальную телеграмму в Царское Село императрице Александре Федоровне. В ней говорилось об «искренней готовности самоотверженно работать в святом деле оказания помощи нашим раненым героям». В ответной телеграмме императрица выражала «сердечную благодарность за молитвы и добрые чувства». Раненые, вдовы и сироты делаются предметом усиленного попечения отца протоиерея. Все годы войны он не пропускает ни одного предприятия, которое только организовывалось для облегчения их слёз и страданий.
Первая мировая война круто изменила жизнь Луги. Уездный город превратился в крупную тыловую базу Северо-Западного фронта. Через Лугу шло снабжение армии боеприпасами, снаряжением, здесь находилось много фронтовых авторемонтных мастерских, где восстанавливали военную технику. Кроме того, в Луге шло комплектование новых воинских частей. К началу 1917 года Лужский военный гарнизон по численности в два раза превышал количество гражданского населения, он насчитывал около двадцати пяти тысяч солдат и офицеров.
Наконец, разражается революция. На пороге развала и коммунизма Pоссия переживает краткие дни упоения свободными и широкими планами различных партий. В эти месяцы собирается Всероссийский Московский Собор, избирающий Святейшего Патриарха Тихона. И здесь, на Соборе, мы видим всё того же неутомимого отца протоиерея Анатолия представителем своего родного города и всего Петроградского округа.
В это время состоялось представление отца протоиерея к митре, на которое последовало согласие митрополита, но ураган, сокрушивший временное правительство и разметавший миллионы русских людей, обрушился всей своей силой и на отца Анатолия. Не являясь сторонником революционных реформ, оставаясь приверженцем монархии, единой и неделимой России, под ударами богоборцев отец Анатолий стал вынужденным беженцем, отступающим с частями генерала А.П. Родзянко на территорию Эстонии, провозгласившей себя в 1918 году независимым государством. Зимой 1919 года встречаем его беженцем, терпящим голод и холод со своей семьёй (жена и две дочери), сначала священником 5-го армейского госпиталя Северо — Западной Армии, потом в беженских бараках Ассерина священником маленькой самодельной церковки.
Тут, в армии добровольцев, сражавшихся за прежние идеалы, он чувствовал себя нужным, ведь здесь рядом с ним были православные люди, стоящие, как и он, на защите интересов русского народа, которым требовалась его духовная и молитвенная помощь. Батюшка не гнушался физическим трудом, с усердием и любовью ухаживал за ранеными, помогал санитарам. И всё же основной его деятельностью была литургическая служба, проповедь, отеческие наставления братьям во Христе, идущим на смерть.
Эстония встречала пораженцев неприветливо, холодно. Уже забылись долгие годы совместной жизни в единой державе, вытеснялось из памяти то благо, которое сделала Россия, русский народ, для достойного проживания поморского населения. Эстонцы начинали себя осознавать хозяевами родной земли, они были горды, что у них появилась своя страна, своё государство. И хотя в ней верховодили немцы, набирала военную мощь эстонская армия. А русские люди, теперь не имеющие Большой родины, несмотря на то, что долгие годы проживали в тех краях, родились и выросли здесь, становились бесправными, ненужными отщепенцами. Белая армия, терпящая поражение за поражением в битве за Россию, не могла защитить русское население. Более того, армия российских беглецов для молодого государства начинала становиться опасной, и осенью, после очередной неудавшейся попытки овладеть Петроградом, при переходе эстонской границы она была разоружена. Отныне стало ясно всем: поражение Белой армии было предопределено. Так, русское воинство хоругвеносцев, преданное псевдо союзниками, в одночасье потерявшее Родину и веру, вынуждено было подчиниться грубой силе, и впало в уныние. А обессилеть было от чего: «Русских начали убивать прямо на улице, запирать в тюрьмы и концентрационные лагеря, вообще всячески притеснять всякими способами. С беженцами из Петроградской губернии, число коих было более 10 000, обращались хуже, чем со скотом. Их заставляли сутками лежать на трескучем морозе на шпалах железной дороги. Масса детей и женщин умерло», — сообщалось в секретном докладе Северо-Западного фронта о положении русских в Эстонии в 1920 г. «В голоде и холоде погибло то, что было вчера ещё «северо-западной армией», — торжествовал по этому поводу главный палач русского народа Л.Д. Троцкий. Вот когда нужен был священник! Для них, обездоленных, забитых, голодных, немощных, унылых, звучало Слово Божие, возносились молитвы, пелись акафисты и каноны. Какое благо, Господи, что именно он, отец Анатолий, был рядом с умирающими христианами! Какое счастье, Господи, что он был рядом с Тобой, вдувая веру в души обессилевших, вселяя любовь в сердца покинутых!
Только в ноябре 1921 г. немного проясняется будущее отца протоиерея. Его избирают вторым священником Тартуского Успенского прихода. Тарту становится второй родиной и местом второй половины пастырского пути священнослужителя. И здесь его деятельность проходит всецело в пределах его прежних путей — пастырства и учительства.
В 1927 г., после смерти настоятеля собора отца протоиерея А. Брянцева, отец Анатолии становится настоятелем собора.
Вплоть до выхода в отставку, вследствие выслуги лет, преподаёт он Закон Божий в местной русской начальной школе и гимназии, даёт бесплатные уроки православным учащимся немецких школ, трудится, несмотря нa усталость от служб, в воскресной школе. Несчастья и лишения беженства, смерть жены, делают его удивительно ласковым и нежным по отношению к малым сим. Дома он любящий дедушка, всего себя отдающий внукам, в приходе его первое внимание той же детворе — ей первой даёт он для целования Святой крест после Литургии, о ней заботится, чтобы не помяли её в толпе, ей велит стоять впереди, чтобы видеть ход богослужения и молиться сознательнее. И детвора шла к нему доверчиво и сердечно, несмотря на внешнюю строгость старого настоятеля. В приходе закипает оживленная деятельность. Устраивается чудная библиотека, единственная по богатству в Эстонии, ведутся два раза в неделю беседы с общенародным пением, украшается церковь, улучшается хор, собираются средства на ремонты, по случаю юбилея храма сооружается удивительное по красоте напрестольное Евангелие в массивной серебряно-позолоченной ризе и т.д. И везде во главе всего стоит сам отец Анатолий.
Здесь, в инославном в большинстве городе, с разноязычным населением он находит и ещё новые пути православного пастырства. Смело и деятельно он берёт на себя представительство Православной Церкви перед другими вероисповеданиями. Участвует в комитете по сооружению памятника Юрьевским мученикам и по празднованию дня их памяти, участвует во всех междуцерковных начинаниях, если они носят не антиправославный характер (помощь бедным обедами совместно с методистами, помощь русским голодающим вместе с лютеранами и т. д.) и т. д.
Он был отцом для прихожан, вникая во все нужды, старался помогать во всем, был доступен. Можно было прийти к нему домой для разрешения духовных проблем. Он старался организовать и прихожан для оказания помощи больным и бедным, всем оставленным сиротам. Стремился к детям и молодёжи, чтобы отдать им свою любовь к Богу, России, к трезвому образу жизни и со всеми говорил о святой Трезвости.Отец Анатолий Остроумов пользовался большой популярностью и даже был кандидатом на епископскую кафедру.
Из воспоминаний Т.П. Милютиной — участницы Русского Студенческого Христанского Движения Эстонии:
«Движение в Эстонии, особенно в Тарту, понесло тяжелую утрату: в ночь на 24 октября 1936 года скончался о. протоиерей Анатолий Остроумов. Он был настоящим другом Движения. Мы его считали почетным председателем тартуского Единения. Любили его, но и побаивались — он был добрый, но строгий. Бессребреник, жил скромно. Хозяйство вела его дочь, он помогал старшей дочери, у которой были дети. Богослужения совершал проникновенной истово, от всего сердца».
«Русское студенческое христианское движение» (РСХД)
Христианское студенческое движение зародилось во Франции в среде русских эмигрантов. Его вдохновителями были известные русские религиозные философы и историки В. В. Зеньковский, Н. А. Бердяев и др., духовным руководителем — протоиерей Сергий Четвериков. Под влиянием успешно действовавшей в Европе «РСХД за рубежом» в эстонской столице первый кружок РСХД появился в 1924 г. Очень быстро отделения РСХД были созданы в Таллинне, Тарту, Нарве, Печорах, Валге. Официальное открытие «РСХД Эстонии» как культурно-просветительского общественного объединения граждан, со своим уставом и независимым правлением, состоялось в 1929 г.
Духовно окормляло и способствовало всяческому развитию РСХД православное священство: в Таллинне — о. Иоанн Богоявленский, потом Исидор, епископ Таллиннский и Эстонский; в Тарту — о. Анатолий Остроумов; в Нарве — о. Павел Дмитровский, впоследствии епископ Нарвский и Изборский, потом — архиепископ Таллиннский и всея Эстонии. Одной из главных фигур здесь был наместник Псково-Печорского монастыря епископ Иоанн (Булин), который много сил и времени потратил на развитие христианского молодёжного движения в Эстонии, положив душу свою на его становление.
Последние годы отца настоятеля омрачаются жестокими испытаниями. В 1932 году его кандидатура выдвигается на пост правящего епископа Нарвской епархии. Епархиальное собрание избирает его единогласно, но общецерковный Собор отклоняет его кандидатуру по церковно-политическим причинам. Одновременно в приходе развивается смута, тяжко отражающаяся на здоровье старого пастыря. Однако он принимает её как крест испытания и мужественно переносит всё. В конце концов, последние дни его жизни снова озаряются умиротворяющими настроениями в приходе, так что он мог сойти с жизненного пути в сознании исполненного долга, возложенного на него Господом Иисусом. Миром, однако, наслаждаться приходится ему недолго. Навещая в деревне Нос своих внуков, отец протоиерей схватывает на обратном пути катаральное воспаление лёгких, которое оказывается не по силам его утомлённому организму. Десять дней борется он с болезнью, но последняя побеждает, и в 1 ч. 25 м.
ночи на 25 октября о. протоиерей тихо засыпает вечным сном смерти… Кончина его, медным языком колокола возвещенная в ночи спящему городу, тяжко отозвалась в сердцах паствы и всех друзей покойного. Ко гробу потянулась толпы народа. С разных концов Эстонии стали съезжаться друзья и сослужители покойного. Похороны сами по себе явились грандиозным знаком уважения к памяти почившего: Высокопреосвященнейший митрополит Александр (Паулус) с преосвященным архиепископом Николаем (Лейсман), 17 протоиереев, три диакона, 4 пастора и 2 ксендза участвовали в его погребении. Еврейская синагога прислала своё сочувствие. Весь Тарту почти стоял шпалёрами вдоль улиц, по которым, под перезвон православных и лютеранских церквей, следовала траурная процессия. Много прочувствованных слов и речей сказано было у гроба в церкви духовными и у открытой могилы – светскими лицами. В 9 часов началась заупокойная Литургия, только в 3 часа последовал вынос гроба из храма, и только в 5 часов вечера кончилось торжественное погребение. Незадолго до кончины, в день своего 70-летия, о. протоиерей был представлен Нарвским Епархиальным Советом к награждению орденом епископа Платона 1 ст., но прошение было отклонено Синодом Эстонской Православной Церкви — однако, думается, что это глубочайшее единство людей разных национальностей, вероисповеданий, партий и убеждений у гроба почившего служит поистине наилучшей из всех возможных человеческих наград, как свидетельство любви к памяти почившего «у человеков», а можно надеяться, что «и у Бога».
Деятельна и многотрудна была жизнь протоиерея Анатолия Остроумова. Более 50-ти лет её посвятил он служению славе престола Господня, пастырству словесного стада Христова, ибо вся она – сплошной гимн непрерывных трудов и беспрестанного служения одной идее.
Список использованной литературы:
1. Ист.: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 9. СПб. 1884. С. 372-374; С.-Петербургский духовный вестник. 1895-1901; Известия по С.-Петербургской (с 1914 Петроградской) епархии. 1902-1916.
2. Сайт Русской культуры в Прибалтике// МИР ПРАВОСЛАВИЯ.- 2011.-№10 (163).- октябрь.
3. Милютина Т. П. Люди моей жизни / предисл. С. Г. Исакова. — Тарту : Крипта, 1997. — 415 с. — Указ. имен.: с. 404-412.
4. Сайт Церковный Архивъ.- 2014.- декабрь, 21: (Синодик)
5. Глезеров С.Е. Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века: изд. 3-е, доп. и перераб.- (Провинциальная кумушка преображается).
6. Глезеров С.Е. Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века: изд. 3-е, доп. и перераб.- (Есть в России город Луга Петербургского округа)
7. Сайт Лужское благочиние: Степанова Людмила. Остроумов А.Ф.
Совместный труд руководителя общества трезвости Албучевой Марины и представителя церковно- исторического отдела Романовой Екатерины
С благодарностью и светлой памятью:
В 2018 году Лужскому обществу трезвости во имя Св. блг. князя Александра — Невского исполняется 120 лет. Благочинный протоиерей, известный церковный деятель Анатолий Остроумов, являясь представителем Лужского Комитета попечительства о народной трезвенности, был одним из основателей становления этого общества и способствовал развитию трезвенного движения в Луге в период 1884 — 1919 годах.
[1] Церковь деревянная, двухпрестольная, с приделом во имя Святителя и Чудотворца Николая, построена в 1773 году при участии помещицы Вындомской. Каменная церковь построена на средства П.Я. Дашкова и освящена 5 сентября 1905 году. После войны остатки церкви были разобраны на кирпич для печей. «При освящении храма присутствовали епископ Гдовский Кирилл, епископ Ямбургский Сергий». Храм был построен из кирпича, на фундаменте с цоколем из камней грубой околки. Над храмом возвышалось семь глав: одна на куполе и четыре по углам его основания, еще одна глава на колокольне и малая главка – над алтарем. Снесена в 1939 году. После разрушения церкви еще некоторое время сохранялся подвал, где местные жители прятались в 1941 году во время наступления немцев.
[2] (в миру Иаков Сергеевич Никольский; 1 (12) октября 1799, село Никольское, Каширский уезд, Тульская губерния — 7 (19) сентября 1892, Санкт-Петербург) — епископ Православной Российской Церкви; митрополит Киевский; затем, с 1 июля 1860 года, — Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский, первенствующий член Святейшего Синода. До июля 1865 года именовался «митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский» знаменит своею деятельностью по переводу Священного Писания на русский язык)
[3] Митрополит Антоний (в миру Алекса́ндр Васи́льевич Вадко́вский; 3 [15] сентября 1846, село Царёвка (Гремячка), Тамбовская губерния — 2 [15] ноября 1912, Санкт-Петербург) — епископ Православной Российской Церкви; c 25 декабря 1898 года вплоть до кончины — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский; с 9 июня 1900 года первенствующий член Святейшего Синода. Почётный член Петербургской АН (1899); почётный член Казанской, Московской и Петербургской Духовных Академий (1892), Императорского Православного Палестинского общества (1893), Петербургского совета детских приютов (1887), доктор церковной истории (1895)
[4]До ВО войны церковь оставалась действующей. По окончания войны она была переоборудована в электростанцию. В 60-ые годы церковь разрушили и на её месте построили здание типографии. Сохранившиеся цоколь и часть стен включили в новое здание. В 2004 году было принято решение восстановить церковь. В архиве нашли отчет священника Анатолия Остроумова об освящении храма и чертежи, по которым возводилась церковь .Ее восстановление было произведено по этим чертежам, но в упрощённом варианте. Через два года после начала строительства 18 августа 2007 г. церковь была освящена Архиепископом Новгородским и Старорусским Львом.
[5]С его помощью были основаны несколько православных храмов в США. Архимандрит Алексий руководил Центром духовного окормления православных в Мексике , был назначен администратором русских православных общин РПЦЗ в Южной Африке.
[6] Тиран Александр Александрович — камергер Лужский уездный предводитель дворянства Санкт-Петербургской губернии на 1913 год, уполномоченный Красного Креста
[7] Успенский собор (эст. Tartu Uspenski kirik) — кафедральный собор Тартуской епархии Эстонской апостольской православной церкви (Константинопольского Патриархата). Расположен в городе Тарту (Эстония) на улице Магасини. Церковь находится на месте бывшего доминиканского монастыря Марии Магдалины, действовавшего в городе с XIII века. Построенная в 1753 году каменная церковь сгорела во время пожара 1775 года. Новый каменный храм был построен в 1783 году и освящён в честь Успения Божией Матери. Большую роль в деятельности собора сыграл патриарх Алексий II (Алексей Ридигер) в 1957 году назначен настоятелем Успенского собора, потом протоиреем.
[8] 21 января Церковь празднует память священномученика Исидора Юрьевского и 72 мучеников, пострадавших в Юрьеве Лифляндском (ныне Тарту) от рук ливонских рыцарей. Пусть их святое заступничество укрепляет всех, кто в Эстонии противостоит русофобской националистической чуме. Святые Юрьевские мученики. В центре иконы — священномученик Исидор Юрьевские мученики — особо почитаемые староверами Эстонии дораскольные святые. В 1472 году в г. Юрьеве (ныне — Тарту, Эстония) в праздник Богоявления по приказу ливонского бискупа во время великого освящения воды на реке Омовже настоятель православной церкви во имя святителя Николы о. Исидор был схвачен и заключен в темницу. Вместе с ним были арестованы все прихожане его церкви, включая женщин и детей. Ливонцы силой принуждали отречься их от православной веры и принять латинскую, но исповедники были непреклонны и тверды. В темнице о. Исидор причастил запасными дарами всех бывших с ним мужей, жен и детей, а на рассвете христиане вместе со своим пастырем приняли мученическую смерть: были ввержены под лед на р. Омовже, в том самом месте, где о. Исидор освящал воду в день Богоявления. С о.Исидором было схвачено семьдесят два страдальца, и никто не отрекся от православной веры, все, как один, они пошли под лед за своим настоятелем. О страшной казни православных ливонскими рыцарями долго вспоминали в Юрьеве и его окрестностях. Когда наступила весна, разлившаяся Омовжа вышла из берегов, а после этого в нескольких километрах от Юрьева, вверх по реке, были обретены тела страдальцев Христовых. Они лежали под деревом у горы, ничем не поврежденные, в той же одежде, и среди них о. Исидор в полном облачении, в котором он был брошен под лед. Тела мучеников были погребены православными около юрьевской церкви свт. Николы.