Боченин Захария Симеонович

Боченин Захария Симеонович
Год рождения:1877
Место рождения:
Санкт-Петербург (?)
Протоиерей
Кандидат богословия
Образование:
Санкт- Петербургская Духовная семинария; Санкт-Петербургская Духовная Академия (год окончания 1904)

Сохранились воспоминания жителя г. Луги Павлючука Н.А., родители, которого будучи глубоко религиозными, общались со священнослужителями, принимали их дома и тогда, когда начались гонения и издевательства над служителями церкви. Частыми гостями их дома  были протодиакон Сергей Рязанцев  и одиноко живущей в Луге протоиерей Захария Боченин:

«По окончании гимназии Александр (такое имя было дано ему при рождении) решил поступать в семинарию, чем вызвал большое неудовольствие родителей. Отец — владелец крупной паровой мельницы под Москвой, видел в младшем сыне, если не продолжателя своего торгового дела, то, хотя бы  человека с университетским образованием. Сын оказался упрямым и не внял увещеваниям родителей. Пришлось согласиться на поступление в семинарию….»

Затем было обучение в Духовной академии.

По воспоминаниям Павлючука Н.А., с которым отец Захария Боченин вёл долгие беседы, сразу после окончания Духовной академии   принял подстриг в одном из подмосковных монастырей с именем Захария.

Служение:

Санкт-Петербург, церковь Успения Пресвятой Богородицы на городском Успенском кладбище (Парголово)

19.02.1905г.-10.11.1912г.- диакон, 10.11.1912-1916гг. – священник

В годы Первой мировой войны о.Захария Боченин  сражался в составе 278-го пехотного Кромского полка, который входил в состав 70-ой пехотной дивизии.

70-я пехотная дивизия имела в августе 1914 года тяжелые бои у Замостья. в 1915 году истекла кровью у Горлицы и затем с XIV корпусом попала на Северный фронт, где выказала стойкость в последних наступательных попытках 1917 года. 70-я пехотная дивизия 2-й очереди в командование барона Будберга так отличилась летом 1915 года под Холмом, что Государь повелел сохранить ее полки по демобилизации армии.

( А. А. Керсновский «История Русской армии».)

За участие в боевых действиях о.Захария Боченин был награжден золотыми наперсным  крестом на Георгиевской ленте, о чем свидетельствует список военных священнослужителей Русской Православной Церкви, награжденных золотыми наперстными крестами на Георгиевской ленте.

http://www.history-ryazan.ru/

 

По неуточненым данным, вначале 20-х годов о.Захария Боченин несколько раз приезжал в Спасо-Преображенский Геннадиев мужской монастырь, который  стоит на восточном берегу Сурского озера близ двух рек Обноры и Костромы, что в 26 верстах от г. Любима. Встречался с монастырской братией. Вскоре  монастырь был закрыт.

Из воспоминаний Павлючука Н.А:

 «… о.Захария Боченин  возвратился в Москву, где принял приход. Здесь его застала Октябрьская революция и гражданская война. В конце 20-х годов Захарий Боченин перебрался в Петроград, где служил настоятелем храма Пресвятой Богородицы. В 1932 году по благословлению Ленинградского митрополита его назначили к служению в Лужский Храм Воскресения Господня».

Из воспоминаний Павлючука Н.А:

Высокого роста, сухопарый, несколько горбатившейся при ходьбе. Его лицо, увиденное однажды, запоминалось надолго. Высокий шишковатый лоб, круто изгибаясь, переходил в лысину, слегка обрамленную светло-рыжими волосами, собранными на затылке в метелочку. Клочковатые брови нависали над узкими щелочками голубых глаз, излучающими не только теплоту, но и наличие незаурядного ума. Небольшой резко очерченный рот с плотно сжатыми губами заявлял о твердом характере батюшки. Обликом своим он весьма  походил на древнегреческого мудреца Сократа. Он отличался широтой познания, глубиной ума и силой духовного убеждения. Проповеди, читаемые им в Воскресенском храме, привлекали массы прихожан на его службы, даже людей инертных и равнодушных к вопросам веры…

…в Луге проживал на Петергофской улице в доме у Анны Севастьяновны, пожилой женщины с непростой судьбой.  Мужа-офицера она потеряла еще в Первую Мировую. А до этого-сына, который вскоре после рождения умер. Всю свою энергию Анна Севастьяновна тратила на дела церковные: пела в хоре — хор церковный был приличный, стояла за выручкой, блюла благолепие и убранство храма, помогала в жилье священнослужителям…. 

Наступил 1937 год. Воскресенский собор усилиями и попечительским радением настоятеля капитально ремонтируется. Через два месяца после окончания ремонта его закрывают. Клир собора, состоящий из 4 священников и двух диаконов, лишаются работы. А через малое время начинаются ночные аресты священников. Первым арестовали протоиерея Захария».

Место проживания:

Ленинградская о., г.Луга, ул.Орловская, 11
Арест: 1.11.1937г, . Ленинградская обл.
Осуждение:
Особая тройка при УНКВД по Ленинградской обл.- 10.12.1937г.
Статья: ст.58-10-11 УК РСФСР
Приговор: Высшая мера наказания – расстрел

Групповое дело «Дело Воскресенского собора, г.Луга, 1937г.»

Кончина:

14.12.1937г.

расстрел
Место:  Ленинградская о., Левашовская пустошь

Место захоронения: Ленинградская о., Левашовская пустошь

Публикации:

  1. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб., 1999.
    2. Ленинградский мартиролог, 1937-1938: Книга памяти жертв политических репрессий. Т.4. 1937 год. СПб., 1999.
    3. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002.
    4.Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во «Миръ», «Общество святителя Василия  Великого», 2002.
    5. Попов И.В. Лужские храмы ж-л «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости». Вып.19. Спб., [1998].

6.Н.А.Павлючук «Река времени»
Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 8. СПб. 1884.

Кутепов Н. М., сост. Памятная книжка по С.-Петербургской епархии. СПб. 1899.

С.-Петербургский духовный вестник. 1895-1901.

Известия по С.-Петербургской (с 1914 Петроградской) епархии. 1902-1916.

СПб Епархиальные Ведомости. 1995. № 14. С. 97.

СПб Епархиальные Ведомости. 1995. № 14
АУФСБ СПб ЛО. П-76484.