Старообрядчество: история и современность

        21 октября в стенах «Духовно–просветительского центра» Воскресенского Собора состоялась встреча Дискуссионного клуба, организованная молодёжно–миссионерским отделом Лужского благочиния.
Темой дискуссии стало «Старообрядчество: история и современность». На встрече присутствовали как постоянные члены дискуссионного клуба, так и представители «Старообрядчества» (миряне). 

         Вступительное слово было предоставлено руководителю по молодёжному и миссионерскому служению Лужского благочиния диакону Александру Арсеньеву. Отец Александр в своем приветственном слове рассказал о первых семенах раскола в Русской Церкви, о членах и идеях кружка «ревнителей благочестия», организованного в 1647-48 гг. вокруг Стефана Вонифатьева, духовника царя Алексия Михайловича. Кратко была представлена автобиография святейшего патриарха Никона – выдающего деятеля Русской Православной Церкви. С его именем связаны самые важные исторические события XVII столетия — не только церковные, но и политические, имевшие решительное влияние на дальнейшее развитие церковной и гражданской жизни Русского государства.

Центральной темой, как и ожидалось, стал вопрос о церковных реформах, начатых при патриаршестве Никона. В 1654 г. состоялся Московский Собор, на котором председательствовал царь Алексий Михайлович, присутствовали пять митрополитов, четыре архиепископа, епископы, архимандриты, духовенство и царский синклит. На Соборе было решено исправить некоторые нововведения в московских печатных служебниках, которых не было ни в древнеписьменных славянских, ни в греческих. Определения Собора были вновь рассмотрены и утверждены на Константинопольском Соборе в 1654 г. патриархом Паисием. Так же обсуждались вопросы о перстосложении, т. е. замене двуперстия  троеперстием, о святых крестах.

Однако церковные реформы Патриарха Никона породили старообрядческий раскол, последствия которого омрачали жизнь Русской Церкви в продолжение нескольких столетий, хотя сам Патриарх ни в коем случае не был его причиной.

В ходе дискуссии была выявлена сердцевина или центральная идея  течения старообрядцев, которую кратко можно охарактеризовать так: Русская Церковь, стремившаяся через «никоновскую справу» обрести обрядовое единство с греческими Церквами, по мнению старообрядцев, сама отпала от истинной веры. Из Юго-Западной Руси старообрядцами была заимствована теория «трех отступлений», согласно которой Рим, Константинополь (на Ферраро-Флорентийском Соборе 1438-48 гг.) и Киев (после принятия Брестской унии 1596 г.) подчинились антихристу — идею третьего отступления старообрядцы перенесли на Москву.

В процессе беседы многое не успели обсудить, и некоторые  вопросы остались без ответов.  В связи с этим решено было продолжить дискуссию в следующий раз и дать возможность членам клуба выступить с докладами на такие темы как: «Политика государственной власти и Церкви по отношению к старообрядцам», «Поповцы и беспоповщина», «Старообрядчество в современной России», «Единоверие в XIX и XX вв.».

В конце встречи отец Александр поблагодарил всех присутствующих  за сохранение мирного духа и за живой интерес к истории Русской Православной Церкви.

Фото А. Юдин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *