«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!»

Вторая неделя (седмица) перед Великим постом — о блудном сыне. Церковь призывает нас к покаянию, что при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека-грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов. Это беспредельное милосердие Божие Церковь представляет чтением на литургии Евангельской притчи о блудном сыне (Лук. XV, 11 — 32), по имени которого называет и саму неделю.

aqwea

В притче рассказывается о двух детях, живших у отца. Старший сын все время жил со своим отцом; а младший сын взял часть имущества, с согласия отца, и ушел в далекую страну, где потратил его, живя блудно. Вскоре в той далекой стране наступил голод, и младший сын был вынужден пойти в наемники к жителю той страны, у которого он стал свинопасом. Желая утолит свой голод, он хотел есть рожки (стручки), которыми питались свиньи, но ему это сделать не дали. Вспомнив, что наемники у отца живут лучше его, он решил вернутся в отеческий дом. Когда он приближался к дому, но был еще далеко, то отец увидел его и вышел к нему навстречу; отец обнял сына и поцеловал его. Младший сын принес покаяние перед отцом, сказав, что согрешил перед небом и перед отцом и уже не достоин называться сыном. Тогда отец дал ему лучшую одежду, сапоги и перстень, зарезал тельца и устроил пир в честь возвращения блудного сына. Вскоре с поля вернулся старший сын, узнав о веселии он возмутился и стал высказывать отцу, что он всю жизнь помогал отцу и не получил того, что дал в данный момент младший блудный сын от отца. Примиряя его с братом, отец объяснил ему, что младший брат погибал, а теперь спасся, поэтому надо радоваться о возвращении заблудшего брата.

Особенности богослужения

На православном богослужении в этот день, начиная с вечерни, поют песнопения — стихиры, а на утрени поют канон и хвалительные стихиры, связанные с притчей о блудном сыне. В песнопениях церковь сравнивает всех без исключения христиан с блудным сыном по причине греховных поступков каждого без исключения и от имени верующих приносит покаяние и просит прощения грехов перед Отцом Небесным — Богом.

Кроме того, на утрени в Неделю Блудного сына сразу после полиелея поется псалом 136: «На река́х вавило́нских». А после чтения Евангелия на утрени — покаянные тропари, первый из которых: «Покая́ния отве́рзи ми́ две́ри Жизнода́вче, у́тренюет бо дух мой ко хра́му свято́му Твоему́, храм нося́й теле́сный весь оскверне́н: но яко щедр, очи́сти благоутро́бною Твоею́ ми́лостию». Эти тропари будут петь затем в продолжении всего Великого поста на утрени по воскресеньям до пятой Недели Великого поста — Марии Египетской, включительно.

История праздника

Установление недели о Блудном сыне относится к древним временам христианства. Кроме Церковного устава, о ее древности свидетельствуют отцы и писатели Церкви 4 и 5 века, говорившие беседы в эту неделю, как – то св. Златоуст, Августин, Астерий, епископ Амасийский, и другие. В 8 веке Иосиф Студит написал канон на неделю о Блудном, ныне поемые Церковью в эту неделю.

*Божественная литургия в Екатерининской церкви. 28.02.2016

Проповедь протоиерея Николая Денисенко в Неделю о блудном сыне. 28.02.2016

Толкования и изречения святых отцов:

  • Пока не пришла смерть, пока не заключены двери, не отъята возможность войти, пока не напал на вселенную ужас, пока не померк свет…, проси, грешник, щедрот у Господа (Прп. Ефрем Сирин).
  • Если и ненавистны мы Богу за грехи наши, то снова будем возлюблены за покаяние (Прп. Нил Синайский).
  • Восплачь о грехе, чтобы тебе не восплакать о наказании, оправдись пред Судиею прежде, нежели чем предстанешь пред судилищем… Покаяние отверзает человеку небо, оно возводит его в рай, оно побеждает диавола.
  • Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения.
  • Велика сила покаяния, если она делает нас чистыми, как снег, и белыми, как волна, хотя бы грех предварительно запятнал наши души (Свт. Иоанн Златоуст).
  • В доме ли отчем пребываешь, не рвись вон на свободу. Видишь, чем кончился подобный опыт! Убежал ли и проматываешься, остановись поскорей. Промотал ли все и бедствуешь, решайся поскорей возвратиться, и возвратись. Там ждет тебя вся снисходительность, прежняя любовь и довольство. Последний шаг самый нужный. Но распространяться насчет его нечего. Все сказано коротко и ясно. Опомнись, решись возвратиться, встань и спеши ко Отцу. Объятия Его отверсты и готовы принять тебя (Свт. Феофан Затворник).
  • ———————————
  • Источники: Православие и мир, ВикипедиЯ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *