Сегодня мы размещаем публикацию из газеты «Православная Луга» 2006 года.
Многие из нас знают о чуде, происходящем в Иерусалиме. В Великую Субботу, накануне православной Пасхи на Гроб Господень после молитвы православного Патриарха снисходит Божественный благодатный огонь. Он знаменует огненное воскресение Христа. Свойства этого огня особые: первые несколько минут он не обжигает, и люди могут омывать им лица. Это удивительное явление происходит каждый год при многих тысячах свидетелей и снимается на сотни видеокамер.
В 2006 году свидетелями чуда в Иерусалиме стали лужане, художественный руководитель театра-студии Н. Никулиной Марина Цыганова и режиссер театра Андрей Акимов.
Марине и Андрею удалось привезти благодатный огонь в Лугу. Сегодня они рассказывают об этом нашим читателям.
Марина: Мы мечтали об этой поездке, как каждый, считающий себя христианином. И вот казалось бы невозможное – осуществилось. Иерусалим оставил такой ощутимый след в душе. Прошло два года, а я очень часто ловлю в воздухе этот иерусалимский воздух… Эта поездка отличается от любой другой паломнической поездки. Впервые не хотелось возвращаться домой, хотелось там остаться.
Три дня мы путешествовали по Израилю, и четыре дня провели в Иерусалиме. Был конец апреля. Тепло, все цвело. Рай растворенный…С нами был руководитель группы насельник Свято-Троицкой лавры отец Евстафий. Куда бы мы не приезжали, служился молебен на святом месте, читалось Евангелие.
В Иерусалим мы приехали в Чистый четверг. Остановились в гостинице, исповеда-лись у отца Евстафия. И сразу пошли на причастие в греческий придел храма Гро-ба Господня. Узнали, что такое – причащаться в храме Гроба Господня! В большой толпе, все рвутся вперед… У меня было такое ощущение, что это вход в рай, и огромная очередь, и всем надо прорваться. Сделать это очень сложно.
Андрей: Всем так хочется спасения! Там ведь собирается весь православный люд. И там очень чувствуется, что Россия – оплот Православия, мощная держава. Там очень многое построено и устроено на наши средства. Русских там уважали всегда. Кувуклия в храме (сооружение в виде часовни над Гробом Господним) построена на средства русского императора.
Марина: Мы были там желанные гости в любом православном монастыре, будь то греческий, коптский или еще какой-то монастырь.
Андрей: Русский и православный – там понятие нераздельное. Это одно и то же, это определение культуры России. Православный человек – он русский, независимо от его национальности. Русский – это не национальность. Это принадлежность к великой вере, к великой религии. Причем принадлежность искренняя, очень сильная, с соблюдением всего… Кто этого не понимает, пусть съездит в Израиль. Марина: Схождение благодатного огня происходит в Великую субботу около двух часов дня. В нашей группе было двадцать восемь человек. Когда мы покупали в московской фирме путевки, нас заверили, что мы попадем на схождение благодат-ного огня. Приехав в Иерусалим, мы поняли, что не так-то просто туда попасть. Нужны специальные пропуска от русской православной миссии. Люди входят в Старый город и занимают места у храма с пяти часов утра. В десять часов утра уже не попадешь даже в Старый город, все входы перекрываются полицией.
Андрей: У нашей группы было всего четыре пропуска. И случилось так, что четве-ро человек, имеющие пропуск, не попали на схождение огня, а все остальные попали. Причем каждый – чудесным образом. У меня был пропуск, но мне не удалось попасть в храм Гроба Господня. Две женщины из нашей группы познакомились на улице с бывшими соотечественницами, и они провели их в Святой город, и завели на крышу храма Гроба Господня. Там находится маленький древний эфиопский монастырь. Эти две наши паломницы первыми увидели сполохи благодатно-го огня, сходящего с неба на купол храма. Одна из них Ирина, гид из Москвы, была неверующей. Потом она говорила: «Когда я, совершенно чуждый Православию человек, увидела этот сполох, эти голубые шары на куполе храма, когда начали зажигаться сами собой свечи, я запрыгала и закричала так, что эфиопы остановились и стали смотреть на меня…» Ирина вернулась в Россию верующей.
Марина: Я попала на схождение благодатного огня с армянской миссией. В нашей группе летели армяне, и у одного из них родной брат служит уже много лет в Иерусалиме. Он схимник у Гроба Господня, стоит у входа в кувуклию. Мы сдружились с этими армянами, и они взяли меня с собой. По пути, когда мы шли с армянской миссией, к нам присоединилось еще несколько человек из нашей группы.
В самом храме я мало что видела, стояла зажатая со всех сторон. Думала только об одном: привезти благодатный огонь в Лугу. Народу было очень много, около двенадцати тысяч человек, а храм вмещает десять тысяч.
Андрей: У меня был большой фонарь, а у Марины маленький фонарик, в который можно ставить свечу. Мы договорились, кто попадет на схождение огня, тот и зажжет свой фонарь от благодатного огня.
Марина: И вот огонь зажегся, его понесли из кувуклии. Многие стояли и не зажигали свечи от других свечей, надеяясь, что им зажжет свечи Господь. Я этого не знала, быстрей смотрю: от кого бы зажечь. Зажгла свои свечи от чьих-то свечей. Огонь распространяется по храму с молниеносной скоростью. Вначале он какой-то невещественный. Горячий, но не зажигает ничего, волосы не горят от него. Это длится несколько минут, потом он приобретает физические свойства огня.
Все стоят в такой давке! Я с трудом изловчилась, открыла фонарик, зажгла свечечку в нем и спрятала этот фонарик в рюкзак.
Андрей: Благодатный огонь сходит в виде сполохов. Многие видят его по-разному, кто-то в виде голубых шаров, или в виде вспышек, похожих на вспышку фотоаппа-рата, будто в храме сразу много-много фотовспышек. Один паломник из нашей группы видел, как благодатный огонь шел голубым дождем, причем этот дождь был направлен косыми струями на тот кусочек храма Гроба Господня, где стояла русская миссия. Это было настолько явно, ощутимо. Все смотрели туда…
Марина: Я вышла с рюкзаком из храма Гроба Господня. Мы договорились встретиться с Андреем в армянском квартале, у армянского храма. Перенесли огонь в большой фонарь.
Когда мы пришли после схождения благодатного огня на обед (мы обедали в арабском ресторане), сели за столы, ничего не могли говорить. Каждый ел молча. Были настолько все потрясены.
С благодатным огнем нам нужно было пережить Пасху, провести еще один день в Иерусалиме. В гостинице фонарь не оставляли, везде его с собой носили. Набрали целый мешок свечей, чтобы поддерживать огонь.
Андрей: Мы очень хотели привезти благодатный огонь в Лугу. Люди, которые оказали нам финансовую помощь в этой поездке, сказали нам перед отъездом: «Давайте, может быть получится привезти благодатный огонь…» И батюшка Николай, конечно, сказал: «Постарайтесь, мы за вас помолимся».
И вот мы стали везде ходить с огнем. На Пасху пошли ночью с благодатным огнем. Многие из нашей группы пошли на Пасху причащаться в Троицкий собор. У нас же в Иерусалиме есть огромный, необыкновенной красоты Троицкий собор – храм русской православной миссии. А мы с Мариной прошли той ночью с нашей русской миссией крестным ходом вокруг кувуклии в храме Гроба Господня. Благодатный огонь освещал нам путь из Иерусалима в Москву, в самолете и далее, от Москвы до Луги.
Марина: В нашей группе все недоумевали, как у нас получится довезти огонь в Россию. Самое сложное было пройти через таможню. На досмотре в таможне мы объяснили, что являемся православными. Они на нас посмотрели: вроде нормальные люди. Вызвали специалиста, который осмотрел устройство фонаря и сказал, что это не взрывоопасно. Старинный чугунный фонарь с колпаком, такие раньше в Петербурге были у дворников. Застекленный, с дверцей, со специальной вытяжкой вверху. В него вставляется свеча. Этот фонарь у нас в театре используется как бутафория. Вот мы в нем и довезли благодатный огонь в Лугу.
Беседу записала В. Зубарева