С древних времен и до наших дней путешествующие в Иерусалим паломники утверждают, что в Великую субботу на Гробе Господа Иисуса Христа является святой огонь. Его называют Благодатным огнем. Что известно о давности этого чудесного события? Достоверными данными о начале схождения Благодатного огня мы не располагаем. Однако известно, что это событие происходило в Иерусалиме уже в первые века христианства. В книге «Святой огонь», утвержденной к печати в Москве в марте 1887 года, сказано: «Греческие писатели, упоминавшие о сем явлении, в доказательство глубокой древности ссылаются на писания Отцев Церкви: Григория Нисского (конец IV века) и Иоанна Дамаскина (около 780 года), которые, как известно, сами были в Иерусалиме… Из западных же писателей в пользу непререкаемой древности явления святого огня А.С. Норов указывает на латинского монаха Бернарда, писавшего в IX столетии: «В Великую субботу, накануне Пасхи, на утреннем церковном служении, во Храме Гроба Господня, по пропетии «Кирие элейсон!» («Господи помилуй»), Ангел нисходит и возжигает лампады, висящие над Гробом Господним…»
Много свидетельств, особенно в XVIII – XIX в.в., оставили русские паломники. Эти описания приводятся в книге « Святой огонь».
Самое древнее свидетельство русских паломников принадлежит игумену Даниилу, посетившему Иерусалим (1093 – 1112 г.) при великом князе Киевском Святополке Изяславовиче. Игумен Даниил установил «русское кандило» (большую лампаду) на Гроб Господень в Великую пятницу, накануне схождения Благодатного огня, и свидетельствовал о схождении святого огня на русскую лампаду.
Красноречиво описали явление святого огня русский писатель, бывший впоследствии Министром народного просвещения, А.С. Норов, присутствовавший в 1835 году при схождении святого огня, а также благочестивый паломник Андрей Николаевич Муравьев.
Иеромонах Мелетий, Саровский старец, путешествовавший в Иерусалим в 1793 -1794 годах, видел в преддверии Гроба Господня российские хоругви «хорошего письма». Он также приводит слова архиепископа Мисаила, отправлявшего служение у Гроба Господня: «Вшедшу мне внутрь святого Гроба, видим был на всей крышке гробной блистающ свет, подобно мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом, совокупляяся, краснел и претворялся в вещество огня. Но огонь сей в течение времени (как только можно прочесть не спеша сорок раз «Господи помилуй») не жжет и не опаляет. И от сего огня уготованные лампады и свечи возжигаются… Но откуда сие явление бывает, сказать не могу».
Разнообразие сказаний о цвете святого огня и о способе его явления доказывает неподдельность и искренность писателей. Все же сказания очевидцев сводятся к одному итогу, что огонь невеществен и является ежегодно в Великую субботу и до сего дня.
По книге «Святой огонь» (запись В.И.Зубаревой)