Памяти отца Валериана

О смысле жизни

 Как жить? Этот вопрос касается каждого, он неотделим от человека, как сама жизнь. От Адама и Евы эта самая жизнь имела определенный смысл, чтобы человек смог исполнить свое назначение. И вопрос о смысле жизни будет стоять перед людьми до тех пор, пока они будут жить на земле,
до самого второго пришествия Спасителя.

Эта беседа  с митрофорным  протоиереем Валерианом (Дячина)  состоялась 20 декабря 2009 года в помещении Общества трезвения в Воскресенском соборе г. Луги. 

 Сегодня мы поговорим о смысле жизни. У многих из вас есть нерешенные вопросы, которые вас беспокоят. Самому человеку не по силам решить иногда эти важные вопросы.

Мы живем в непростое время. И то, что мы живем в начале 21 века, пройдя длительный период богоотступничества в 20-м веке, сказывается на проблемах нашего общества.

Сегодня многие из нас живут в семьях, которые как бы делятся на верующих и неверующих. И чаще всего верующая мать говорит дома о том, как надо жить, о смысле жизни,

Особенно тяжело говорить с детьми, с подростками. Тяжело говорить и  перед мужьями своими.

«Да что ты говоришь? Какой смысл? Бери от жизни все, как нас учили…».

Многие мужья и дети имеют атеистическое воззрение. В школе учили атеистическому воззрению. Везде, начиная с младших классов до института или университета. Нас учили, что человек произошел от обезьяны. Вот мировоззрение. Поэтому настроение у молодых людей – материалистическое.

Даже если мама воспитала ребенка в духе веры, когда он подрос, когда он пообщался с этим обществом, то он как-то боится высказывать свои чувства, свою веру. И потихоньку-потихоньку отходит… К добру приучать труднее, а вот к плохому, в том числе к неверию – легко.

Поэтому дети наши потихоньку отходят, и мы их не узнаем.

И часто матери говорят: «Был маленький, ходил в Церковь, причащался, исповедовался. А подрос, отошел от веры. И что с ним делать?»

Почему это происходит? Потому что такая обстановка.

А мы в таких случаях не имеем аргументации, не знаем, что сказать ребенку. У нас нет такой подготовки. Но она должна быть. Мы должны четко отвечать на все его сомнения. Поэтому, сегодняшняя тема – о смысле жизни. Это очень важный вопрос.

Критерием, определяющим смысл жизни является основная цель жизни.

Люди цель жизни понимают по-разному. Некоторые ищут счастья. В чем оно? Для больного — здоровье, для бедного – стать побогаче, для голодного – быть накормленным. Для путника цель – дойти…

У молодой девушки – выйти замуж.

Желания исполняются, а мы – разочаровываемся. Девушка сошла с ума (в 50 лет) – «Петя не женился…».

У одного и того же человека в разные годы счастье – разное. У молодого счастье – в одном, подрастет – в другом.  Счастье меняется. Следовательно, ставить житейское счастье как критерий смысла жизни, как основную цель жизни —  нельзя.

Некоторые считают счастьем обогащение. «Денег нет», — говорит юноша…

На форуме миллиардеров святейший патриарх Кирилл сказал: «… Я с вами не согласен. Потому что это люди, хоть и обогатившиеся – бедные. Их наследники в третьем поколении деградируют…».

И они действительно – наркоманы, распутники. Они говорят между собой, даже наши, русские: «Вот я посещал Египет, был там и там, я тем и тем наслаждался…». Смысл их жизни заключается в сумме благ. Т.е., чем больше они получили этих благ, этих радостей, тем они считают себя счастливее, выше других.

«Везде был…» Ну и что? – Нет смысла жизни. Потому что человек состоит не только из тела. Запросы души выше запросов тела.

Неудивительно, что угодившие Богу, например Серафим Саровский, Сергий Радонежский, были всегда счастливы. У них всегда была радость в душе. Она охватывала все их существо.

Как прожить эту жизнь, как использовать этот дар Творца?

На протяжении веков сложилось множество философских систем, имелось немало известных моралистов. В произведениях многих из них мы встречаем подробные указания того, как нужно человеку жить, что нужно делать.

Но прошли века. Жизнь этих учителей пришла в забвение. Нет ни общества Платоников, ни последователей Сократа. Нет тех, которые бы повторяли жизнь Сенеки, Эпикура.

Почему так произошло?

Потому, что эти люди, обладающие великим умом, строители зданий нравственности, сами были порочными, несовершенными.

Они были смертными людьми и не могли принести такого учения, которое могло бы удовлетворять все высшие запросы человечества, не только физические, но и духовные. Поэтому, когда наступило серьезное время, пришли исторические испытания, эти здания рухнули. Оказалось, что они были основаны на песке.

Я не буду вам напоминать, вы это знаете, что мы с вами пережили! Какие это были вожди, какие это были «гении»!..

Я слышал однажды по радио, как дикторша-атеистка так восхвалила своего вождя, что казалось бы, вот ему рамку делай, — святой человек. «Какой он добрый, какой он милосердный, какой умный!» И в это время этот «идеал» миллионы людей погубил. Для него человек – это было ничто.

Рисуя идеалы другим, сам их не исполнял.

Сегодня  у нас открываются новые страшные страницы истории, которые повествуют о том, как эти «знаменитости» жили, как действительно вели себя, какой имели нравственный образ.

Возникает вопрос: есть ли в мире Учитель нравственности, такой Учитель, который сам был бы совершенным образцом исполнения этих требований. Есть ли такой человек, который, рисуя идеалы человечеству, сам был бы безгрешным?

Есть ли такое учение о жизни человека, которое могло бы удовлетворять все высшие запросы человечества? Есть ли такое учение, которое могло бы выдержать все испытания истории и непоколебимо стоять до конца мира?

На эти вопросы христианин может ответить утвердительно, ибо Учителем, совершенным образцом человека является Господь наш Иисус Христос. А таким учением является Священное Писание, Священное придание. Непоколебимой основой нашей жизни является святое Евангелие, содержащее все поучения Иисуса Христа и являющееся завершающей частью Святого Писания, его вершиной.

Совершая Свое общественное служение под непрестанной критикой книжников и фарисеев, Иисус Христос ни разу не был уличен во грехе. Уже незадолго до смерти, когда иудеи хотели побить Его в Иерусалимском храме, Он, обращаясь к старейшинам храма, сказал: «Я прожил с вами, с народом вашим, три с половиной года, сколько Я дел сотворил. Скажите, пожалуйста, за какое дело вы хотели меня убить? Какой грех Я совершил?»

Они молчали.

— Да не за дела мы хотим Тебя убить.

— А за что?

-За то, что Ты, говоришь, Сын Божий.

Они этого не понимали. До них это не доходило. Но если бы у них была хоть какая-то зацепка ко греху, они бы сказали: «то, то, то…» Три года они ходили с теми людьми, которые слушали Евангелие, принимали сердцем. А они искали: «Что бы найти…?»

И мы знаем по Евангелию, как они искали, чтобы уличить Иисуса Христа, возмущались, что Он в субботы исцелял. Искали повод, чтобы Его обвинить. Конечно, если бы они знали другой какой-то грех – тут же бы выставили его. Они молчали. « Мы за то хотим убить, что Ты называешь Себя Сыном Божиим».

Действительно, Иисус Христос был совершенный человек и совершенный Бог – безгрешен.

…Но подробнее об Евангелии мы поговорим в другой раз. А сейчас нас интересует вопрос о смысле жизни.

Смысл жизни. В чем он заключается? По учению Церкви высшим благом для христианина есть главная цель его жизни – приобретение Царства Небесного. Вот для него высшее благо. Вот для него весь смысл своей жизни. Иисус Христос говорит в Евангелии: «Ищите прежде всего Царства Небесного, а все остальное — приложится вам»

Цель жизни христианина состоит не в приобретении большой суммы земных благ. Целью нашей жизни является приобретение высших благ, т.е. таких благ, которые могут удовлетворить потребность и тела, и души, когда мы, поднимаясь от земной суеты, восходим к Богу.

Патриарх Кирилл был на Соловках. Там его дед был, 30 суток в самом тяжелом месте: Секирная гора. Оттуда живыми не возвращались… Но по милости Божией дед остался жив. Молодой Кирилл  беседовал с ним об этом. Дед говорил о своих страданиях просто, как об обыкновенных вещах. «Я – христианин. Я страдал за веру…» Не считал, что лишнее страдал. «Я должен был нести этот крест. Ничего особенного» (30 лет в лагерях…) — «Это обыкновенное дело»

Почему?

Он видел смысл жизни. Он знал, что все эти страдания – проходящие. Перед его взором был Иисус Христос. Господь всегда поддерживает Своих чад.

Значит, цель жизни должна быть такая, чтобы все мелкие цели, которые мы ставим перед собой в повседневной жизни, сходились к единой цели. Чтобы, кроме того, что мы имеем, мы видели Главную цель.

Вывод: только память о вечной жизни, Царстве Небесном заключает весь смысл человеческой жизни. Молитвы, пост, всякое благое дело – есть только пособия к этой цели. Как бы ступени к восхождению к Царству небесному.

Учение Иисуса Христа о цели жизни человека не было только простым указанием. Оно привело к жизни миллионы людей. Им руководствовались прежде всего ученики Иисуса Христа, которые оставили все свое и пошли за Иисусом Христом. И свою веру они доказали не просто словами, а своей жизнью и смертью за Христа. Все они приняли мученическую смерть, кроме апостола Иоанна Богослова.

Их примеру последовали миллионы людей. Святые ученики Божии, те, которые есть в церковном календаре, и те, которые не вошли в этот календарь (их – миллионы, миллионы) — видели смысл в исполнении заповедей Христа.

Преподобный Антоний Великий, в храме во время Литургии, услышал в Евангелии отрывок, когда Господь сказал юноше, спрашивающему: что еще я должен сделать? – «Иди, продай свое имение»…

Антоний пришел домой, разделил свое имение, все раздал и ушел в пустыню.

Что такое пустыня – можно узнать там, в пустыне. Мы, родившиеся на Руси, проведя всю свою жизнь в своей природе, не можем представить пустыню. Там, когда смотришь вокруг, ни единого кустика, ни травки, везде камни… Только там ощущаешь страх погибнуть. Нет ничего для существования ! Это пустыня. Камни везде… Они шли в эту пустыню. Весной пустыня цветет – две-три недели. Все оживает, цветочки распускаются. Но только солнце выше поднимется, становится жарче и суше. Потом все исчезает. Только верблюжьи колючки. Не было источника воды. Утром вставали пораньше, собирали росу для утоления жажды. Мария Египетская (Зосиме): «Сколько я претерпела. Через несколько лет одежда истлела (на том солнце)… Сколько раз… обледеневшая падала без чувств, но Божия Матерь поднимала…» И это не один день! Восемнадцать лет.

Руководством в этой жизни была одна цель – приобретение Царства Небесного. Претерпев голод, жажду, мучения…

Недавно разговаривал с паломниками нашими, бывшими в Риме, в Колизее. Этот Колизей сохранился до наших дней. Огромный стадион. Тысячи людей собирались там, на арене Колизея шли гладиаторские бои. Бои были жестокие. Люди собрались и кричали императору «Хлеба и зрелищ!» Больше им ничего не надо было. Самыми радостными, увеселительными им казались дни, когда там убивали христиан. На арену выводили христиан. Львов несколько дней не кормили, не давали им даже воды.

Христиан выводили на средину арены. Они собирались в круг, прижимаясь друг к другу. Выпускали львов. Львы набрасывались, терзали людей. Одно только слово могли бы сказать: «Отрекаюсь». И пытка бы остановилась… По-моему, в Русском музее есть интересная картина «Колизей». Показана как бы закулисная часть событий…

…Все эти люди, пустынники, мученики – имели главную цель: приобретение Царства Небесного. Они со Христом, значит, Господь не оставит.

И сравнить с нами – как-то мы слабы в вере, очень немощные. Часто у нас нет смелости, дерзновения защитить свою веру.

Записала В.И. Зубарева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *