К вопросу о «Гражданском браке»

Предлагаем вашему вниманию архивное интервью с отцом Валерианом на очень актуальную для наших дней тему.

Сожительство – «гражданский брак» или большой грех?

Из частного разговора:
«Встречаю свою знакомую, спрашиваю о ее дочери: закончила ли учебу, вышла ли замуж? Девочку я знаю с детских лет. На последний вопрос знакомая отвечает:
— Нет, не вышла замуж, но живет с молодым человеком.
И в ее интонации я почувствовала какую-то гордость за свою дочь, что она кому-то, мол, нужна, что она не одна, что у нее есть сожитель.
Спрашиваю:
— А что мешает им расписаться, повенчаться, узаконить свои отношения?
И она неожиданно для меня отвечает:
— А зачем?… Теперь все так живут.

Беседа с митрофорным протоиереем Валерианом (Дячина)

Отец Валериан! Что можно сказать об этом с христианской точки зрения? Ведь молодых людей, живущих так, и родителей, поддерживающих это, очень много.

— Это вопрос очень сложный. Здесь нужно говорить и о смысле всей нашей жизни, и о проблеме потери девственности, и о последствиях такого сожительства.

Прежде всего, я хочу сказать, что эти люди, хотя среди них есть и крещеные, не понимают, что из себя представляет человек, зачем он живет, какова цель его жизни. Они не понимают, как они должны жить.

Бог создал человека по образу Своему, и человек является венцом всего творения (Быт. 7,27). Он состоит из тела (элементов земли) и бессмертной души. Он принадлежит двум мирам: по телу – миру видимому, вещественному, по душе – миру невидимому, духовному. Он не есть только тело, но он также не есть только чистый дух. Он – единство тела и души.

При таком глубоком единстве души и тела, между ними имеются и существенные различия. Каждый сознательный человек ощущает, что боль души и боль тела – не одна и та же. А потому не одна и та же их ценность для жизни человека. Душа, высшая часть человека. Она является существом, отличным от тела. Она – бессмертна. Спаситель говорит: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне»  (Мф. 10, 28).

Забота о душе должна занимать первое место среди всех наших забот. «Какая польза человеку, — говорит Христос, — если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16, 26)

Наша земная жизнь, этот отрезок времени, дан нам Творцом для приобретения светлой, вечной будущей жизни.

— Батюшка! Современная молодежь несерьезно относится к своей настоящей жизни, о будущей вечной жизни многие не думают. Крайне легкомысленно молодые люди относятся к своей девственности. Давайте, поговорим об этом, ведь  сожительство начинается с нарушения девственности.

— Девственность – это один из даров Божиих, которым Господь возвысил юношей и девушек. Независимо от того, в какой семье родилась девочка, императорской или простой, рабочей, каждая девочка одинаково имеет это дарование. Она знает об этом. Она должна дорожить этим даром, беречь его. С бережением этого дара связано уважение к Богу, к себе, к родителям. Замечу, что бережение девственности касается не только девушек, но и юношей.

Некоторые люди, посвящая себя Богу, дают обет сохранения девства. Так пророк Илия дал обет девства на всю свою жизнь. Святые великомученицы Варвара и Екатерина тоже дали обет девства. Монашествующие дают этот обет и по сей день. Высоким образцом девственной жизни является Пресвятая Богородица.

Первые христианки предпочитали мученически погибнуть, чем быть обесчещенными. Языческие правители угрожали отданием христианок в дома терпимости или воинам на надругательство, зная, что это для них самая страшная пытка. Христианки отвечали, что от веры не отступят, и воспримут эту пытку как растерзание тела зверями…

Святая Церковь благословляет брак, но девство она ставит выше брака.

В Библии апостол Иоанн Богослов говорит о своем видении: «И взглянул я, и вот Агнец (Христос – прим. ред.)  стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах… Они поют как бы новую песнь пред престолом…; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами (с мужьями), ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он не пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» (Откр. 14, 1).

Вот какая награда ожидает тех, которые не осквернились, прожили земную жизнь девственно и целомудренно. Девственность должна быть не только в теле, но и в душе. Есть люди физически девственные, но развращенные в помыслах, в душе.

Девственность до брака ценилась во все времена, во всех народах. За ее нарушение виновников наказывали сурово: иногда побивали камнями, сжигали. К большому сожалению, у современных молодых людей потеря девственности происходит до брака, причем – с самых юных лет. Газеты «Жизнь», «Аргументы и факты» сообщали, что девочка в одиннадцать лет родила ребенка… И это не единственный случай. Ранние половые отношения сейчас не редкость.

— Батюшка, это горькая правда. Социальные обследования показывают, что у нас очень высок процент потери девственности у девочек 13-14 лет. А ведь каждая мать, воспитывая свою дочь, хочет видеть ее под венцом, в белом платье, с белой фатой на голове – символом девственной чистоты.

— Родители всегда желают своим детям семейного счастья. Для того, чтоб оно было, нужно строить семейную жизнь на прочном фундаменте. Иисус Христос говорил: «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне…» (Мф. 7. 24,25)

— Отец Валериан, что же это за камень для семейного счастья?

— Прежде всего, это целомудренность (цельность, неповрежденность). А еще это: единая вера, единая любовь и единая цель в жизни.

Целомудренность – значит, до брака надо сберечь свою чистоту, девственность. Нужно, чтобы невеста была девушкой, а не женщиной, жених должен быть юношей, парнем, а не мужчиной.

Единая вера должна быть. Во время церковного бракосочетания (венчания) Церковь молится о вступающих в брак, чтобы им сохраниться в единомыслии, и чтобы им была дана твердая вера – вера друг в друга, вера в Бога, вера в преодоление всех трудностей. Слово «вера» означает еще и «верность», чтобы они остались верными друг другу на всю оставшуюся жизнь.

Любовь должна быть. Это основа брачного союза. Причем любовь между супругами должна быть живая и искренняя. Из любви вытекает желание делиться с любимым горем и радостью, словами и мыслями, оказывать ему всяческую помощь… Признаком истинной любви является желание и потребность давать, а не брать и тем более требовать.

— А что значит единая цель для супругов? Это, может быть, семейное благополучие, здоровые дети?

— Главная цель человеческой жизни – достижение Царства Небесного. Все остальные цели должны быть подчинены этой главной цели. Христианин обязан прожить свою жизнь для того, чтобы через исполнение заповедей Господних стать достойным блаженной Вечности.

— Отец Валериан, заповеди трудно исполнить и в законном браке, а в незаконном сожительстве, наверное, невозможно?

— Это так. Такое сожительство начинается с желания: «лишь бы пожить вместе». И называют это сожительство «гражданским браком». Но гражданский брак регистрирует государство в ЗАГСе. С точки зрения Церкви незаконное сожительство является грехом, любодеянием, блудом.

Что мы видим в настоящее время? Два человека вступают в сожительство, потому что они нравятся друг другу, потому что между ними существует физическое или психологическое притяжение. Но они не ищут в таком сожительстве какой-либо цели, не ищут Божьего благословления, не хотят засвидетельствовать свою совместную жизнь перед обществом.

— Батюшка, какие последствия влечет за собой такое сожительство?

— Прежде всего, происходит потеря девственности до брака, что глубоко отражается на психологическом состоянии молодых людей. Они чувствуют, что потеряли что-то невозвратное, особое. А взамен получили разочарование, униженность, пустоту души.

Такое сожительство делает их на самом деле несчастными людьми. Во-первых, они живут ради удовлетворения своих низменных интересов. Они не думают о потомстве, не желают детей. Почти каждое такое сожительство не обходится без абортов. Во-вторых, они в большинстве своем уверены, что это временно. Это непостоянство приводит к нервозности и бездуховности. Человек чувствует в себе великую пустоту. Ему кажется, что он уже все испытал в этой жизни. Поэтому многие из таких сожителей перестраиваются на другой вид «удовольствия»: наркотики, пьянство. Они разочаровываются в жизни, потеряв цель и смысл ее. Некоторые даже оканчивают жизнь самоубийством. Другие, разочаровавшись в одном сожительстве, заводят другое, третье… Многие из таких «летунов» заражаются неизлечимыми болезнями и заражают других. У них появляется ненависть к людям: «Я погибаю – пусть и другие гибнут…».

Они начинают вести себя непочтительно, дерзко не только с чужими людьми, но и со своими родителями. Идет нарушение всех заповедей Господних.

В народе таких молодых людей называют разными нелестными словами: «развратниками», «блудниками», аморальными и т.д.

— А что говорится об этом в Священном Писании?

— «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13,4), — говорит апостол Павел. В другом месте он прямо указывает: «Не обманывайтесь, ни блудники, ни прелюбодеи, ни воры, ни пьяницы, ни злодеи Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 9,10).

— Отец Валериан! Возвращаясь к началу нашей беседы, что можно сказать матери, у которой дочь живет в незаконном сожительстве?

— Если бы она знала, задумывалась о том, к чему все это ведет, она не радовалась бы такому «счастью» своей дочери. Своей поддержкой такого сожительства она лишает свою дочь вечной блаженной жизни, за что и сама даст ответ на Страшном суде.  Даже если эти молодые люди спустя какое-то время зарегистрируют свой брак, незаконное сожительство наложит отпечаток на всю их дальнейшую жизнь, на их взаимоотношения. Рано или поздно за это сожительство придется отвечать: прежде всего, перед Богом, перед будущими детьми, перед своей совестью.

— А как молодым исправить свое положение? Что делать дочери этой женщины?

— Прежде всего, прекратить это сожительство. Немедленно обратиться к Церкви, с покаянием, идти на исповедь. А далее – узаконить свои отношения, и по гражданскому закону, и по церковному, то есть повенчаться.

— Батюшка, мы говорили в основном о молодых людях, но есть люди более старшего возраста, которые вступают в такое сожительство.

— Да, есть, и, к сожалению, не мало. Но все, о чем мы говорили, касается не только молодежи, но и сожителей всех возрастов. Перед Богом придется ответить всем.

— Эта женщина, да и многие другие говорят: «Все так живут…».

— В течение последних двадцати лет в России открылись и открываются десятки, сотни монастырей. Их населяют не только люди, разочаровавшиеся в мирской жизни, но и девушки, юноши – подлинные девственники. Они свое девство, как и саму жизнь, посвящают Богу. Это происходит не только у нас, но и во всем мире: в монастырь идут в основном девственники.

Многие юноши и девушки венчаются в храмах, будучи девственниками. Утверждение о том, что «все так живут» (распутно, греховно) есть ни что иное, как попытка заглушить голос своей совести, оправдать свою аморальность перед людьми. Если бы все так жили, то мир перестал бы существовать, Господь не потерпел бы всеобщей мерзости.

— Отец Валериан! Спаси Вас Господи за эту беседу, Вы так много времени нам уделили.

— Спаси Господи и вас! Если бы хоть одна пара из этих «сожителей», прочитав нашу беседу, задумалась о своей жизни, оставила разврат, изменила свою жизнь к лучшему, если бы хоть один человек раскаялся и пришел к Богу,  – на Небе была бы большая радость!

Беседовала Вера Зубарева

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *