Предлагаем вашему вниманию рассказ нашей прихожанки, преподавателя Воскресной школы Людмилы Вожевой,
о путешествии на Святую Землю.
Съездить на святую Землю – такой мечты у меня не было. Я понимала, что это очень дорого и мне не по карману. После смерти мамочки у меня остался дом в деревне, и я его продала. Хотела отдать десятую часть на восстановление Воскресенского собора, но совсем неожиданно батюшка Николай благословил меня на поездку в Иерусалим. К счастью, наша прихожанка Александра Григорьевна Кондрашова тоже собиралась побывать на Святой земле, и мы уже вместе благословились у отца Николая на поездку.
А дальше хлопоты… Незадолго до поездки у нас обоих возникли проблемы со здоровьем. Но все-таки 20 сентября мы прибыли в Пулково и уже в 13.00 прилетели в Тель-Авив, в аэропорт им. Бен Гуриона. В группе было 45 человек: из Санкт-Петербурга, Белоруссии, Екатеринбурга, Москвы. Сопровождал нас отец Игорь Марчук, священник Казанского кафедрального собора из Санкт-Петербурга. А в аэропорту нас встретил гид Сергей Алексейчик. Когда все собрались, мы поехали в город Вифлеем, где отправились на пешую прогулку. Вифлеем часто называют «городом Давидовым», потому что здесь родился великий пророк и знаменитый псалмопевец царь Давид, и здесь же пророк Самуил помазал Давида на царство. Как волнительно было идти по улицам этого города! Но Вифлеем – город рождения Иисуса Христа, и мы пришли в Храм Рождества Христова. Спустились в маленькую апсиду, украшенную 15 серебряными лампадами. Они подвешены над серебряной звездой, символизирующей Вифлеемскую звезду и отмечающей место, где родился младенец Христос, и приложились к ней. Рядом находится придел Яслей Господних. Среди других святынь в Храме Рождества Христова имеется чудотворный плачущий образ Спасителя на колонне и чудотворная икона Божией Матери «Вифлеемская»; кстати, это единственная икона, на которой Богородица улыбается. Она написана в России и подарена царской семьей в конце 19 века.
Гефсимания
А 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, мы поехали в Гефсиманию, в подземную церковь Успения Пресвятой Богородицы на Божественную литургию. После литургии мы побывали в Гефсиманском саду, в храме моления о чаше (Храм Всех Наций), в монастыре Святой Марии Магдалины, где находятся мощи Великой Княгини Елизаветы Федоровны.
А дальше наш путь лежал на Елеонскую гору. Елеонская — иначе Масличная или Оливковая гора связана с главными событиями в жизни Иисуса Христа. Со стороны этой горы Иисус входил в Иерусалим, здесь Он учил Своих учеников. У подножия горы в Гефсимании Он был позднее арестован. С вершины Елеона Он вознесся в Свое Небесное Царство. На вершине Елеонской горы также находился один из дворцов Ирода I Великого, перешедший после смерти по наследству его сыновьям. Именно на территории этого дворца была захоронена усекновенная глава святого Иоанна Крестителя (Предтечи). В настоящее время тут расположены Церковь Вознесения с колокольней, известной как «Русская свеча» (высота колокольни – 64 метра), и корпуса насельниц. Елеонское сестричество получило статус монастыря в 1924 году. На территории Елеонского православного женского монастыря находится часовня Усекновения главы Иоанна Крестителя, построенная на месте обретения его честной главы. Деньги на строительство часовни в 1907 году пожертвовала русская паломница Ирина Силаева, за что удостоилась чести быть похороненной у южной стены. У монастыря три кладбища. Быть похороненным на них считалось большой честью. В северном крыле храма Вознесения похоронен архимандрит Антонин, начальник Русской Духовной Миссии, по проекту и под руководством которого и была построена церковь.
Второе крещение
22 сентября мы отправились в монастырь Георгия Хозевита. Монастырь расположен в пяти километрах к западу от Иерихона на северной стороне библейского ручья Порат (эль-Кельт). Ручей пересекает северо-восточную часть Иудейской пустыни от Иерусалима до долины реки Иордан. Сегодня воды эль-Кельта используют в качестве питьевой воды для жителей Иерусалима и Иерихона. В далекие времена по обе стороны этого ручья начали селиться первые отшельники. Монастырь был основан пятью сирийскими подвижниками на месте грота, где когда-то на протяжении трех лет скрывался пророк Илия. В конце 5-го века святой Иоанн Хозевит расширил маленькую обитель сирийцев, построив большой храм и монашеские кельи. Среди насельников монастыря были греки, сирийцы, армяне, грузины и многие другие народности. В конце 6-го–начале 7-го вв. при настоятеле, святом Георгии Хозевите, монастырь достиг наибольшего расцвета. Весь комплекс монастыря построен как бы на трех уровнях: верхний – церковь-пещера пророка Илии, средний – все главные строения, нижний — складские помещения и древние захоронения. Поднявшись в монастырь, мы попали в просторную приемную, где есть вода для питья, стол и сиденья для отдыха. Нам предложили вкусные напитки. Южная часть этой приемной выходит на балкон, нависающий над бездонной пропастью. Отсюда открывается потрясающий вид! Обратный путь для меня был тяжел, но от ослика, которого предлагали несколько раз, я отказалась. Особенно тяжелыми были последние метры. А дальше наш путь лежал на Гору Сорокодневного Искушения. Древнее христианское предание связывало эту гору с пустынным местом, куда после принятия крещения удалился Господь на сорок дней для поста и уединенной молитвы. В конце 19 века на месте уединения Христа Спасителя, где ранее стояла небольшая часовенка, Иерусалимская Патриархия построила греческий православный монастырь, который носит название Монастырь искушения («Каранталь»). Все его внутренние помещения вырублены в скале, а там, где, по преданию, 40 дней постился Иисус Христос, построена церковь или часовня Искушения. Престол этой церкви устроен над камнем, на котором молился Иисус Христос. После посещения монастыря мы едем к реке Иордан, чтобы погрузиться в священные воды реки. Это погружение можно назвать вторым крещением. Жаль, что так быстро оно произошло, а как хотелось подольше побыть в священных водах реки Иордан! И вот мы приехали в греческий монастырь пророка Елисея, где находится дерево Закхея – на этом дереве сидел сборщик налогов Закхей в надежде увидеть Христа. А во многих уголках монастыря святого Герасима Иорданского можно встретить изображения льва – героя притчи о Герасиме Иорданском. Во дворе монастыря находится древний колодец. На южной стене — чудотворный образ Божией Матери «Млекопитательницы».
По новозаветным местам
23 сентября, в субботу, после Божественной литургии в храме Рождества Христова мы направились в монастырь Феодосия Великого. На территории монастыря находится пещера, в которой останавливались волхвы. А дальше наш путь лежал в монастырь Саввы Освященного, который находится на западном склоне ручья Кедрон. По древней установившейся традиции монастырь могут посещать только мужчины, женщинам строго воспрещено входить на территорию монастыря.
Главным молитвенным храмом Лавры святого Саввы Освященного является Соборная Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Монастырь святого Саввы Освященного является крупнейшей обителью из трех, ныне действующих в Иудейской пустыне. Ее устав считается самым строгим из уставов всех Палестинских православных монастырей, по духовному значению его можно сравнить с обителями Афона и Синая. И вот мы снова в пути, едем к месту, знаменитому с новозаветных времен: именно здесь к трем пастухам, пасшим стадо, явились Ангелы, возвестившие миру о рождении Иисуса Христа. С тех пор за этим местом закрепилось название «Поле Пастырей», богомольцы ласково называют его «Поле Пастушков». На месте пещеры, где в ночь Рождества отдыхали пастухи, устроен подземный храм во имя Святого Георгия Победоносца. Впоследствии здесь были погребены Пастыри Христовы. Тут же покоятся кости христианских мучеников, убитых персами в 614 году. К храму примыкает пещерка, в которой устроен небольшой археологический музей. Первый храм на Поле Пастушков был построен еще святой равноапостольной царицей Еленой. От него остались только фундамент и части колонн, а в подземном храме можно увидеть фрагменты мозаичного пола. И вот мы уже едем в Хеврон — город в Иудейских горах (950 метров над уровнем моря) в 36 км от Иерусалима. В 1868 году Русская Духовная Миссия в Иерусалиме приобрела участок земли в Хевроне, на котором растет легендарный Мамврийский дуб, около которого Авраам встретился с тремя Ангелами. После приобретения участка богослужения совершались прямо у библейского дуба-старца. Позднее был построен храм, освящение которого состоялось в 1925 году. Здесь, в Троицком монастыре, нас приняли очень приветливо, казалось, что мы дома, в России.
В Иерусалиме
24 сентября, воскресенье. Так как мы жили в Вифлееме, то не могли пропустить Божественную литургию в храме Рождества Христова. После мы поехали в Иерусалим. Пеший день по Иерусалиму. Вот и Вифезда – «Овчая купель» (вернее то, что от нее осталось), в одном из притворов которой Спаситель исцелил расслабленного. А дальше — путь скорби и путь величайшей благодати. Путь страдания, поругания и путь надежды и спасения. Это улица, по которой прошел свой последний путь на Голгофу наш Спаситель. Этим путем шли и мы с крестиками в руках и пели тропарь «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Перед каждым, кто входит в Храм Воскресения, предстает Камень Помазания. По преданию, на этот большой камень, плиту из розового известняка, положили Тело Иисуса для умащивания традиционными благовониями, перед тем как положить в гробницу, принадлежащую Иосифу Аримафейскому. Идем к месту распятия Иисуса Христа. Здесь находится греческий православный престол, под престолом – отверствие, через которое мы прикоснулись к камню Голгофы. Спускаемся вниз и стоим в очереди к главной святыне Христиан – Гробнице Иисуса Христа. Она находится в часовне прямоугольной формы, так называемой Кувуклии. Над дверями Кувуклии — три изображения Воскресения Христа, представленные тремя конфесиями: Православной Церковью, Римо-Католической и Армянской. Каждое из них освещено небольшой лампадой. Придел Ангела — небольшое помещение, посреди которого возвышается мраморный пьедестал с фрагментом легендарного камня, на котором Ангел возвестил пришедшим к Гробнице Женам Мироносицам о Воскресении Христовом. Следующее помещение – Гробница Христова. На правой стороне находится мраморная плита. Она положена на грубо обработанный участок материнской скальной породы, на котором пребывало Тело Христово с ночи Великой Пятницы до зари Светлого Воскресения. Образ Пресвятой Богородицы, как бы взирающей на смертное ложе Сына Человеческого, расположен напротив входа в Гробницу. Побывали мы также в Сионской горнице, в доме, в одной из комнат которого произошла Тайная Вечеря. В этой комнате позднее воскресший Господь являлся своим ученикам, здесь была совершена первая Евхаристия и была утверждена сама Церковь. Согласно преданию, в этом же доме провела свои последние годы Пресвятая Богородица.
Галилея
А 25 сентября мы отправились в Галилею, в самую северную часть Израиля. На востоке верхней Галилеи расположено озеро Кинерет, или Галилейское море. В Галилее находится город Назарет, в котором прошли детство и юность Христа. Побывали мы в греческом православном храме Архангела Гавриила. Храм находится над источником Пресвятой Богородицы. Набрали святой водички из источника. В 10 км от Назарета находится Кана Галилейская, где Господь сотворил Свое первое чудо: претворил воду в вино во время свадебного пира. Побывали мы и в городе Тверии, в греческом храме Двенадцати Апостолов. По преданию храм стоит на месте дома, где Господь исцелил расслабленного и сотворил много других чудес. У Галилейского моря в кафе мы попробовали рыбу, которую ловил апостол Петр, помочили ноги в водах Галилейского моря. В городе Лидда посетили храм Георгия Победоносца, в котором находится его гробница. В эту ночь мы ночевали в гостинице города Тверии (Тиверии). А с утра, 26 сентября, мы отправились в Магдалу. Магдала — русский участок на берегу Галилейского моря. Здесь образовался женский монастырь. А в 1962 году — построена церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Здесь находится радоновый источник, возле которого Иисус исцелил святую Марию.
Побывали мы и на Горе Блаженств, на месте провозглашения Спасителем Нагорной проповеди. Едем в город Яффо. Это древнейший в мире морской порт. Предание повествует, что город построил сын патриарха Ноя, Иафет. Русское присутствие в Яффе началось с приобретения начальником РДМ в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным) участка, на территории которого находился дом праведной Тавифы. Здесь был построен храм во имя святого апостола Петра и праведной Тавифы с высокой колокольней, которая видна сегодня из любой точки современной Яффы. Недалеко от храма находится гробница праведной Тавифы. В семейный склеп ведут восемь ступеней, по стенам расположены девять погребальных ниш. В стене напротив входа – две ниши, правая из которых и есть место, где покоилось тело воскрешенной Тавифы.
Монастыри
А дальше наш путь — на гору Фавор. Гора Фавор (Тавор) находится в 20 км от Галилейского озера, ее высота — 588 метров над уровнем моря. На горе Фавор произошло Преображение Господне. В середине 19 века на горе Фавор был основан греческий православный монастырь. Большую помощь при возведении храма оказала Россия. Средства поступали и от Императорского Православного Палестинского Общества, и от частных лиц, большинство икон – подарки русских паломников. Образ Преображения на ближайшем к алтарю левом пилястре — подарен храму Великим Князем Сергеем Александровичем. Среди икон – знаменитая своими многочисленными исцелениями Чудотворная икона Богородицы.
Горненский или Горний, монастырь занимает особое место среди храмов и обителей Русской Духовной Миссии. Он расположен в Эйн Кереме, пригороде Иерусалима (туда мы и направляемся). Эйн Керем – тихий, утопающий в зелени уголок, находящийся в девяти километрах от старого Иерусалима. Это местечко, где проживали престарелые супруги – священник Захария и Елисавета. В этом городе суждено было родиться последнему пророку Ветхого Завета и первому пророку и апостолу Нового Завета, Предтече и Крестителю Иисуса Христа. И еще одному евангельскому событию обязано это живописное место – встрече Девы Марии и праведной Елисаветы, которая носила под сердцем будущего Предтечу. В 1883 году был освящен храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Эта чудотворная икона постоянно находится внутри храма, но в соответствии с установившейся в монастыре традицией монахини ежедневно обходят с ней территорию, оберегая обитель от любых возможных напастей. На территории монастыря находится и вторая святыня – камень, который по традиции считается тем камнем, стоя на котором Иоанн Креститель произнес свою первую проповедь. В октябре 2007 года был совершен чин малого освящения Собора всех святых, в земле Российской просиявших. В 2009 году купола храма покрыли позолотой.
Вечером мы приехали в гостиницу города Вифлеема, поужинали. Позже — отправились на ночную Божественную литургию в храм Воскресения Христова в Иерусалим, ведь 27 сентября — Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня. До литургии мы приложились к святыням храма. Приехали в гостиницу уже в пятом часу утра. После завтрака мы уже уезжали в аэропорт. Да, очень быстро пролетела неделя… Хоть и жарко было (28-30 градусов жары), и тяжело иногда, но столько узнали, увидели, приложились к святыням, что уезжать не хотелось. Такое, наверно, бывает раз в жизни и запомнится навсегда, ведь мы ходили по Святой Земле, по которой ходил сам Господь.
Слава Богу за все!
Хочу поблагодарить отца Николая, ведь если бы не его благословение, такого чуда в моей жизни не было бы. А эту поездку мы с Александрой Григорьевной считаем чудом в нашей жизни.
Раба грешная Людмила (Вожева)
Мы с мужем тоже ждем момента побывать там, где проходила земная жизнь Спасителя, очень любим путешествовать, любоваться красотой мира, особенно волнительны святые места, возможность видеть великие памятники прошлого. Людмила, спасибо за хороший рассказ, очень рады за Вас с Александрой Григорьевной, вы заслужили такого чуда!
Благодарю Вас за интересный рассказ. Я тоже был на Святой Земле с 6.04 по 11.04.2018 года. Мог бы добавить несколько фотографий, но не знаю как это сделать.
Здравствуйте. Благодарим за добрые слова. Свои впечатления о поездке и фото можно прислать на почту jerdeva@bk.ru