11 ноября в стенах «Духовно–просветительского центра» Воскресенского Собора состоялась продолжение встречи
по теме «Старообрядчество» в Дискуссионном клубе, организованном молодёжно–миссионерским отделом Лужского благочиния.
На этот раз предметом встречи стали вопросы развития иконописи, архитектуры и церковной музыки после раскола в Старообрядческой церкви.
Первый доклад, представленный Александром Юдиным, был посвящен развитию иконописи в среде старообрядцев. Слушатели с интересом узнали, что в иконописи старообрядцы отвергали реализм в изображении Христа, Девы Марии и святых.
Икона была окном в Божественный иррациональный мир, помогала верующим настроиться на молитвенный лад и не допускала чувственных сравнений с настоящим миром. После раскола, старообрядцы сохраняли приверженность выбранному стилю, имели несколько известных школ иконописи. Все отметили высокую художественную ценность представленных на встрече изображений икон старообрядцев. Но человек трехсоставен: дух, душа и тело, староверческая же живопись подчеркивает духовность, умаляя душу и искажая тело, что неправильно, ибо тело – есть сосуд для Духа Святого. Высказалось предположение, что если бы не было раскола, то иконопись, с развитием приемов живописи, возможно, приобрела бы современные черты.
По архитектуре с кратким докладом выступила Светлана Громова. Все посмотрели красивые альбомы по архитектуре того времени. В ходе обсуждений было отмечено, что мы, жители Луги, имея рядом с собой прекрасные храмы Пскова, Великого Новгорода, имеем и используем прекрасную возможность погрузиться в мир Древней Руси с ее церковными архитектурными традициями.
Последний доклад, подготовленный певчими Лужского прихода – Ильей Афониным и Людмилой Пономаренко, рассказал о развитии церковной музыки от византийского стиля до утончённой церковной музыки великого русского композитора С.В. Рахманинова. Были прослушаны различные отрывки церковных музыкальных произведений: одноголосные унисонные напевы Афонского монастыря, знаменные распевы раннего периода русской церкви, знаменные распевы Валаамского монастыря (двух и трехголосие), произведения Д.С. Бортянского, П.Г. Чеснокова, С.В. Рахманинова.
Слушателям очень понравились знаменные распевы Валаамского монастыря, которые сегодня употребляются в богослужениях. Было замечено, что остановиться только на знаменном пении, как это сделали старообрядцы, было бы неправильно. Церковная музыка развивалась, и «потерять» такие произведения искусства, как «Литургия Иоанна Златоуста» (1910) и «Всенощное бдение» (1915) С.В. Рахманинова, было бы непростительно.
В итоге все пришли к выводу, что современная Русская Православная Церковь вместила в себя все виды церковного искусства в их историческом развитии: мы почитаем иконы разных периодов, строим храмы в разных стилях, применяем на церковных богослужениях знаменные распевы и партесное пение. Русская Православная Церковь открыта к диалогу и совместному сотрудничеству со старообрядцами.