История возникновения
В Греческой Церкви уже в VII веке существовала «полупостная» подготовительная седмица перед Великим постом — Сырная. Воскресный день, который предшествует ей, именуется Мясопустной неделей, или Неделей о Страшном суде.
Первое название отражает то, что в этот день верующие последний раз вкушали мясные продукты. В этот же день читается евангельский рассказ о Страшном суде (Мф 25:31–46), отсюда второе название. Практика подготовки к посту в Иерусалимской и Константинопольской Церквах была различной. У иерусалимских христиан, в отличие от греков, перед Четыредесятницей была только одна подготовительная неделя — Сырная. Это подтверждает письмо известного богослова и гимнографа VIII века преподобного Иоанна Дамаскина монаху Комите. Сырная седмица появилась для того, чтобы верующие имели возможность подготовиться к Великому посту, в том числе физически. Этот период помогает сделать переход от мясной пищи к постной постепенным и легким. Значение Богослужебные тексты третьей подготовительной Недели напоминают верующим о грядущем Страшном суде, его праведности и неподкупности: В звании своем монашествующий и иерарх, старец и юный, раб и владыка будут испытаны; вдовица и дева дадут отчет; и горе тогда всем, не имевшим жизни безупречной (из канона на Утрени, песнь 4). Праведным судьей будет Сам Господь. Никто не минует своей участи и каждый даст ответ за свои дела. Если прошлая Неделя о блудном сыне располагала нас к упованию на милость Божию, то наступившая обращает наш взор на личную греховность. При этом Церковь перед началом поста предлагает положительное решение. Оно содержится как раз в евангельском чтении и призывает христианина к искреннему нравственному житию. Об этом же поется в стихирах (краткая молитва, раскрывающая сущность празднуемого события) богослужения: Заповеди Господа познав, так и будем поступать: алчущих напитаем, жаждущих напоим, нагих оденем, странников к себе введем, и пребывающих в темнице посетим, чтобы и нам сказал Тот, кто будет судить всю землю: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство!» (стихира на литии). Христос не говорит о высших добродетелях, а только о тех, которые доступны каждому. Их наличие или отсутствие в нашей жизни станет критерием, окончательно определяющим нашу будущую участь в вечности. В заключительном тропаре службы – рассказ о Страшном суде:
Церковнославянский текст: Мно́жества соде́янных мною лю́тых помышляя окая́нный, трепе́щу стра́шнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутро́бия Твоего, яко Давид вопию́ Ти: помилуй мя, Боже, по вели́цей Твоей милости.
Русский перевод: Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.
Таким образом, покаянные тропари связаны с главными темами евангельских чтений трех подготовительных Недель. Сырная седмица максимально близко подводит нас к началу поста. В среду и пятницу не служат литургию, а совершают богослужения, подобные великопостным, но с некоторыми отличиями. Во вторник вечером первый раз положено читать молитву преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с земными и поясными поклонами. С Сырной седмицы прекращаются венчания вплоть до Фоминой недели (Антипасхи).
Диакон Алексий Ремизов
Этот текст взят из блога «Живое Предание: https://blog.predanie.ru/article/kompas-na-puti-k-pashe-nedelya-o-strashnom-sude/?utm_medium=email&utm_source=email&utm_campaign=VSH_200224
Церковь созидается нами