ВОСПИТАНИЕ СЕРДЦА

Я понимаю, возлюбленные во Христе братья, что вы не в первый раз в храме, слышали много проповедей и раз­ных бесед, принимали решения, совершали подвиги, имеете свой опыт побед и поражений.
Что может сказать сегодня собеседник, не же­лающий вас утомлять, но при этом не хотящий вас ложно успокаивать?
И я подумал, возлюбленные мои, что могу вам сказать нечто про­стое о воспитании сердца.

К сожалению, с течением времени мы ста­новимся все ленивее. Появляется какое-то те­лесное утомление и изнашивание.
И в действи­тельности тяжелее всего человеку заглядывать в свое сердце, контролировать свои мысли, хорошо быть знакомым с самим собой. Нас пу­гает наша внутренняя пустота. Мы боимся, как уже было сказано, столкнуться и поговорить со своей душой. Я не говорю сейчас о безцель­ных блужданиях в прошлом и о жизни в мечтах о прошедшем. Но необходимо сознательно ис­следовать своего внутреннего человека. Что
сделано, а что не сделано и зачем это сделано.

Есть такие люди, которых вообще не вол­нует, что они сделали, а чего ими сделано не было. Это абсолютно безразличные, грубые, никогда ни о чем не думающие и ничего не зна­ющие существа. Есть и другие — чувствитель­ные, придирчивые, чересчур умные и бояз­ливые. И это тоже неправильно.
Что было то было, мы не можем к этому вернуться и все ис­править. Но мы можем смиренно отнестись к каким-то своим добрым делам и раскаяться в своих ошибках.
Распитием спиртных напит­ков, приемом наркотиков и успокоительных
прошлое не исправить и не забыть, а самое глав­ное, таким образом не воспитаешь свое сердце.

Человек, который кается по-настоящему, не мучается сознанием своей вины и угрызениями совести. Покаяние от состояния беспокойства,
стыда, смущения и страха приводит к тишине, успокоению, трезвению, умилению и благо­разумию. А следы исцеленных греховных ран
напоминают об отступлении. И страдания пре­вращаются в назидательные уроки. И, при со­действии благодати, раскаяние преображает человека. Теперь он с радостью видит, что стал
абсолютно другим, новым человеком, потому что ветхий человек греха умер.
Очень важно, чувствует ли сам кающийся, что стал другим.
Это означает, что он правильно двигается по пути покаяния. Ощущение греховности, а не простое забвение греха ведет к очищению и исцелению нашего сердца.

Для того чтобы почувствовать, что такое чистота сердца, давайте попробуем пройти че­рез испытания. Если поводы для греха, образы,
связанные с ним вещи и места встают перед нами, что мы можем сделать? Если мы им сопе­реживаем, разговариваем с ними, задерживаем на них свое внимание, что-то подмечаем, тогда что-то идет не так. Если же мы их отгоняем, отворачиваемся от них и ненавидим их, тогда мы действительно покаялись искренне. Иначе мы только думаем, что у нас все хорошо, мы как бы играем и шутим сами с собой и с Богом.

Много лет назад мне говорил один монах:
«Всю свою жизнь я чувствую, как будто бью Бога в живот, а Он этот кулак жалеет и погла­живает».
Он возненавидел всякий богопротив­ный поступок в своей жизни, грех больше не влек его к себе, он перестал быть тем, кем был когда-то, говоря: «Дошло уже и до того, что я не узнаю себя, каким я был раньше». Этот монах жалел только о том, что столько вре­мени было потрачено бесцельно то тут то там на пустые промедления, на ненужные скор­би, на потерю наивности и простоты.
Он чув­ствовал себя недостойным того, чтобы его любили, почитали и вообще обращали на не­го какое-либо внимание.
«Если бы знали, кто я есть на самом деле, — говорил, — не из ложного смирения говорю, все бы от меня отвернулись».
Я не думаю, что его грехи были настолько страшны, но он так
ощущал себя, потому что был истинно раска­явшимся человеком. Этот монах хорошо про­полол огород своего сердца и насадил там благоухающие цветы добродетелей.

Всякий раз, когда мы выдергиваем сорня­ки из сада нашего сердца, нужно быть очень внимательными: не просто помнить о своих
грехах, чтобы их формально исповедовать, но обратить внимание на то, не любим ли мы эти грехи и до сих пор, будучи готовыми их
совершить опять. Стоит также хорошенько присмотреться, не оставили ли мы каких-то корешков, которые могут опять разрастись.
Это очень серьезное наблюдение. Нужно найти свое настоящее лицо, увидеть свою лич­ность, свой неприкрашенный образ. Нужно
обратить внимание не на то, что кажется, а на то, что есть. Без маски, личины, притворства, лицемерия, ненастоящих улыбок, поддельной
воспитанности и ложной уступчивости.
Очень ценно познакомиться и подружиться с реаль­ным самим собой для того, чтобы преобра­зить эту личность не поверхностно, не только
для того, чтобы нас почитали.
Подвиг требует воли, терпения, настойчи­вости, расчета, знания и необходимой Божией помощи. Без Него мы, конечно, ничего не мо­жем совершить.

Молитва — этот союзник, по­мощник и сила. А лучшим основанием молитвы является смирение ума для того, чтобы пред­стать пред Богом обнаженным, безмолвным, ничего не знающим, мелким и бессильным. Не начинай молиться с теми, кого не любишь, с кем конфликтуешь и не можешь найти об­щий язык. Пойди в Гефсиманию и на Голгофу.
Вспомни огромную любовь Христа, Его мно­гочисленные благодеяния, чудеса и заступ­ления Богородицы, помощь друзей-святых.
Вспомни любовь своих друзей, знакомых и род­ных. И так умягчится твое сердце, умилится и прослезится. Тогда легко вспомнишь и про­стишь всех, кто докучал тебе, осуждал, застав­лял страдать и изгонял. С такой теплой, сми­ренной и всепрощающей молитвой придет и замечательный, успокаивающий сон, кото­рый даст нам настоящий отдых.

Несмотря на слабость и усталость от про­шедших лет, апостол Петр говорит в своем по­слании, что «сокровенный сердца человек» остается живым до конца. Желание любить — это желание сердца. И если мы его не исполня­ем, то страдаем. Если мы этого сильно жаждем, то отважно подвизаемся, устраняя все препят­ствия, встречающиеся на пути, укрепляем свою волю, чтобы достичь цели.
Эта великая любовь и отличала героев и мучеников.

Сердечное теп­ло может совершать такие подвиги, которые невозможно и представить. Поэтому необхо­димо воспитание сердца для жертвы.

Познавание себя.  Монах Моисей Святогорец.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *