Я понимаю, возлюбленные во Христе братья, что вы не в первый раз в храме, слышали много проповедей и разных бесед, принимали решения, совершали подвиги, имеете свой опыт побед и поражений.
Что может сказать сегодня собеседник, не желающий вас утомлять, но при этом не хотящий вас ложно успокаивать?
И я подумал, возлюбленные мои, что могу вам сказать нечто простое о воспитании сердца.
К сожалению, с течением времени мы становимся все ленивее. Появляется какое-то телесное утомление и изнашивание.
И в действительности тяжелее всего человеку заглядывать в свое сердце, контролировать свои мысли, хорошо быть знакомым с самим собой. Нас пугает наша внутренняя пустота. Мы боимся, как уже было сказано, столкнуться и поговорить со своей душой. Я не говорю сейчас о безцельных блужданиях в прошлом и о жизни в мечтах о прошедшем. Но необходимо сознательно исследовать своего внутреннего человека. Что
сделано, а что не сделано и зачем это сделано.
Есть такие люди, которых вообще не волнует, что они сделали, а чего ими сделано не было. Это абсолютно безразличные, грубые, никогда ни о чем не думающие и ничего не знающие существа. Есть и другие — чувствительные, придирчивые, чересчур умные и боязливые. И это тоже неправильно.
Что было то было, мы не можем к этому вернуться и все исправить. Но мы можем смиренно отнестись к каким-то своим добрым делам и раскаяться в своих ошибках.
Распитием спиртных напитков, приемом наркотиков и успокоительных
прошлое не исправить и не забыть, а самое главное, таким образом не воспитаешь свое сердце.
Человек, который кается по-настоящему, не мучается сознанием своей вины и угрызениями совести. Покаяние от состояния беспокойства,
стыда, смущения и страха приводит к тишине, успокоению, трезвению, умилению и благоразумию. А следы исцеленных греховных ран
напоминают об отступлении. И страдания превращаются в назидательные уроки. И, при содействии благодати, раскаяние преображает человека. Теперь он с радостью видит, что стал
абсолютно другим, новым человеком, потому что ветхий человек греха умер.
Очень важно, чувствует ли сам кающийся, что стал другим.
Это означает, что он правильно двигается по пути покаяния. Ощущение греховности, а не простое забвение греха ведет к очищению и исцелению нашего сердца.
Для того чтобы почувствовать, что такое чистота сердца, давайте попробуем пройти через испытания. Если поводы для греха, образы,
связанные с ним вещи и места встают перед нами, что мы можем сделать? Если мы им сопереживаем, разговариваем с ними, задерживаем на них свое внимание, что-то подмечаем, тогда что-то идет не так. Если же мы их отгоняем, отворачиваемся от них и ненавидим их, тогда мы действительно покаялись искренне. Иначе мы только думаем, что у нас все хорошо, мы как бы играем и шутим сами с собой и с Богом.
Много лет назад мне говорил один монах:
«Всю свою жизнь я чувствую, как будто бью Бога в живот, а Он этот кулак жалеет и поглаживает».
Он возненавидел всякий богопротивный поступок в своей жизни, грех больше не влек его к себе, он перестал быть тем, кем был когда-то, говоря: «Дошло уже и до того, что я не узнаю себя, каким я был раньше». Этот монах жалел только о том, что столько времени было потрачено бесцельно то тут то там на пустые промедления, на ненужные скорби, на потерю наивности и простоты.
Он чувствовал себя недостойным того, чтобы его любили, почитали и вообще обращали на него какое-либо внимание.
«Если бы знали, кто я есть на самом деле, — говорил, — не из ложного смирения говорю, все бы от меня отвернулись».
Я не думаю, что его грехи были настолько страшны, но он так
ощущал себя, потому что был истинно раскаявшимся человеком. Этот монах хорошо прополол огород своего сердца и насадил там благоухающие цветы добродетелей.
Всякий раз, когда мы выдергиваем сорняки из сада нашего сердца, нужно быть очень внимательными: не просто помнить о своих
грехах, чтобы их формально исповедовать, но обратить внимание на то, не любим ли мы эти грехи и до сих пор, будучи готовыми их
совершить опять. Стоит также хорошенько присмотреться, не оставили ли мы каких-то корешков, которые могут опять разрастись.
Это очень серьезное наблюдение. Нужно найти свое настоящее лицо, увидеть свою личность, свой неприкрашенный образ. Нужно
обратить внимание не на то, что кажется, а на то, что есть. Без маски, личины, притворства, лицемерия, ненастоящих улыбок, поддельной
воспитанности и ложной уступчивости.
Очень ценно познакомиться и подружиться с реальным самим собой для того, чтобы преобразить эту личность не поверхностно, не только
для того, чтобы нас почитали.
Подвиг требует воли, терпения, настойчивости, расчета, знания и необходимой Божией помощи. Без Него мы, конечно, ничего не можем совершить.
Молитва — этот союзник, помощник и сила. А лучшим основанием молитвы является смирение ума для того, чтобы предстать пред Богом обнаженным, безмолвным, ничего не знающим, мелким и бессильным. Не начинай молиться с теми, кого не любишь, с кем конфликтуешь и не можешь найти общий язык. Пойди в Гефсиманию и на Голгофу.
Вспомни огромную любовь Христа, Его многочисленные благодеяния, чудеса и заступления Богородицы, помощь друзей-святых.
Вспомни любовь своих друзей, знакомых и родных. И так умягчится твое сердце, умилится и прослезится. Тогда легко вспомнишь и простишь всех, кто докучал тебе, осуждал, заставлял страдать и изгонял. С такой теплой, смиренной и всепрощающей молитвой придет и замечательный, успокаивающий сон, который даст нам настоящий отдых.
Несмотря на слабость и усталость от прошедших лет, апостол Петр говорит в своем послании, что «сокровенный сердца человек» остается живым до конца. Желание любить — это желание сердца. И если мы его не исполняем, то страдаем. Если мы этого сильно жаждем, то отважно подвизаемся, устраняя все препятствия, встречающиеся на пути, укрепляем свою волю, чтобы достичь цели.
Эта великая любовь и отличала героев и мучеников.
Сердечное тепло может совершать такие подвиги, которые невозможно и представить. Поэтому необходимо воспитание сердца для жертвы.
Познавание себя. Монах Моисей Святогорец.