Христианская цивилизация: авторы и тексты: Н.С.Лесков

«Дорожка между безднами: духовно-нравственные уроки Н.Лескова» — так была названа литературная встреча, состоявшаяся сегодня в Просветительском центре Воскресенского собора. Писательская судьба Николая Семеновича была тернистой. Его очерки и книги не вписывались в общее литературно-общественное настроение в 60-70-х годах ХIХ века.

Анти-нигилист Лесков в писательской революционной среде был объявлен изгоем и ретроградом. В 1872 году он напишет романическую хронику «Соборяне», первое художественное произведение, главными героями которого стали священники, и опять оказался не соответствующим общественным тенденциям «новых» и «новейших» людей. Но Н.С.Лесков продолжал отстаивать свою точку зрения на литературу, которая может решать задачи духовно-нравственного плана. «Искусство должно приносить пользу — только тогда оно и имеет определённый смысл»,- писал Лесков. У него были свои ответы на актуальные вопросы устройства жизни людей и ответы эти были связаны с Христианством.
«Ужасно и несносно… видеть одну „дрянь“ в русской душе, ставшую главным предметом новой литературы, и… пошёл я искать праведных, <…> но куда я ни обращался, <…> все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот и другой знавали. Я и стал это записывать».
Народные типы и характеры попадали в копилку писателя во время его многолетней разъездной работы в фирме Шкотта. Пытливый взгляд писателя собрал многочисленный кладезь характеров и лиц провинциальной России. Позднее они стали прототипами образов Праведников, вошедших в одноименный цикл. Здесь собраны рассказы, легенды, сказки, любимые писателем сказы. Герои «Праведников» ориентированы на достижение высшего смысла жизни через самоотдачу и самоотвержение, беззаветное служение Богу и людям.
Из обширного наследия писателя мы взяли для обсуждения две небольшие вещи: сказку «Час воли Божией» и рассказ «Дурачок», на примере которых можно понять и оценить предлагаемую писателем художественную модель мира, основанную на нравственной мысли.
Остаются ли его книги востребованы сегодня? Да, теми, кому интересны картины российской жизни, черты разнообразного национального характера, теми, кто ценит великолепный язык писателя. Родион Щедрин отвечает на этот вопрос следующим образом: «Чтобы понять нынешнее время, надо Лескова читать, не Достоевского, не Чехова, Лескова. Тогда вы поймете, что у нас за страна».
«У нас не переводились и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если присматриваться, то они есть». (Лесков Н. «Кадетский монастырь»).

P.S. В дополнение к теме хотелось сказать о литературно-художественном и общественно-политическом издании республики Карелия «Север». Последний номер был представлен слушателям.  На  страницы журнала попадают авторы и тексты, наследующие лесковскую традицию писать о самом главном по формуле писателя «Истина. Добро. Красота». Сегодня мы познакомились с московским автором Светланой Вьюгиной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *