Казанскому собору -120 лет

Из истории Казанского собора

…Стоявших в центре города Вос­кресенского и Екатерининского соборов стало совершенно недостаточно, чтобы утолить духовную жажду живущих в Луге, особенно летом. Особую потребность в православном храме испытывали жители новой, западной части города, лежащей за железной дорогой. Они решили на свои средст­ва возвести новый храм, и осенью 1899 г. в местную Думу поступило ходатайство горожан с просьбой выделить уча­сток земли под новую церковь. Место было отведено при пересечении Тверской улицы (ныне — пр. Ю. Гагарина) и Лисьего переулка (впоследствии и ныне — Казанский пере­улок), на северо-западной окраине города. Проект храма был составлен архитектором (строителем) Николаем Галактионовичем Кудрявцевым (1856 — 1941), жившем летом с семьей неподалеку от Луги, в своем имении «Вёдрово» («Кудрявцеве»). После незначительных исправлений и до­бавлений, он был утвержден. Соорудить новый храм реше­но было во имя Казанской иконы Божией Матери, посвятив его памяти Императора Александра II (t1881), тридцать лет со дня мученической кончины которого отмечалось тогда. Возводить церковь решено было на пожертвования местных жителей; участок земли под храм был подарен одной из дачниц.

Освящение земли под церковь было совершено в праздник Казанской иконы Божией Матери, 8 июля 1901 года. Работами по сооружению храма руководила строитель­ная комиссия, куда входили городской голова И.В. Якшинский (председатель комиссии), потомственный дворянин Д.М. Краевский и отставной генерал-майор А.А. Пешков. Все они были одновременно и главными жерт­вователями постройки храма. Значительные средства на цер­ковь пожертвовала также купчиха А.И. Серебрянникова.

В ходе строительства проект был несколько откоррек­тирован: увеличен вход и над ним сооружена звонница. Основные работы были завершены осенью 1903 года. Ос­вящение храма последовало 10 августа 1904 года и было совершено митрополитом С.-Петербургским Антонием[1] в сослужении викарного епископа Гдовского Кирилла (Смирнова) (1937), будущего новомученика, и местного клира. Новый Казанский храм был приписан к прежнему собору, и здесь служили по череде те же священники, что и в главных соборах, — все лужские храмы имели единый причт.

Настоятелем их к этому времени (с 1900 г.) был про­тоиерей Анатолий Феодорович Остроумов, вторым свя­щенником служил прот. Иоанн Дмитриевич Судаков, до того настоятельствовавший в Георгиевской церкви села Заполье близ Луги, третьим — прот. Александр Дмитриевич Сперанский. Позже появился четвертый священник — иерей Петр Румянцев. Диаконами служили: о. Андрей Журавлев и о. Иоанн Быстряков. Просвирней была вдова прежнего настоятеля протоиерея о. Лебедева Анастасия Ивановна.

Бессменным и многолетним старостой непосредственно Казанского храма был купец Павел Карпович Громов, одно время бывший лужским городским головой.

Казанская церковь была вместительна и светла внутри, ее украшал четырехъярусный резной иконостас, достаточно скромный по убранству. Образа в него были написаны в одном из женских монастырей. Среди святынь храма сле­дует назвать прежде всего привезенный из Иерусалима Крест с частицами Животворящего Древа и Голгофы, по­жертвованный архитектором Н.Г. Кудрявцевым. Торжества встречи прибывшей из С.-Петербурга святыни состоялись в Луге 17 октября 1910 г., в них приняло участие духовенство всех лужских храмов (к тому времени их стало шесть), и множество богомольцев. Огромная толпа народа заполняла платформу, вокзал и всю площадь перед ним. Другой святы­ней храма была древняя чтимая икона Тихвинской Божией Матери, хранившаяся в роду Кудрявцевых и в 1930-х гг. переданная из Троицкой церкви в их имении Вёдрово в храм. Оттуда же в Казанскую церковь попали две древние иконы: Спасителя и свт. Николая Чудотворца, пожертвованные академиком Кондаковым из числа найденных во время экспедиций исследователей старинных икон в одном из ико­нописных сел Ярославской губернии.

Пел в храме любительский хор, первоначально под управлением Анухина, а затем Я.К. Матковского, состояв­ший преимущественно из дачников. В летние месяцы число певчих возрастало, порой здесь можно было слышать даже знаменитый петербургский хор под управлением А.А. Ар­хангельского…

С сентября 1984 г. по настоящее время настоятелем храма служит протоиерей Николай Денисенко, вторым священником долгие годы — 17 лет (1980-1997) — был свящ. Геннадий Катериничев.

При о. Николае в 1987 и 1990 гг. осуществлен вне­шний ремонт храма. Приобретена новая купель для крещения. В 2004 году производился внутренний и внешний космети­ческий ремонт храма. Приобретены три новых подсвечника и дарохранительница.

К столетию храма на средства прихожанина Александра Безрукова приобретено напре­стольное Евангелие. Заказано трехъярусное паникадило.

С начала 1990-х гг. Казанский храм, из-за увеличе­ния числа прихожан, по праздникам порой не вмещает в свои стены всех желающих помолиться. Божественная литургия в храме совершается по праздничным и вос­кресным дням, в будни еженедельно по средам и пят­ницам. В воскресенье вечером в храме читается акафист Спасителю, по четвергам — Казанской Божией Матери.

В двунадесятые и чтимые праздники, а также в пер­вое воскресенье Великого поста (праздник Торжества Православия) и Великий Четверг, в храме совершается по две литургии. Тогда в храме приобщаются Свв. Хри­стовых Тайн самое большое число богомольцев — более 200 человек. В родительские субботы, а также по просьбам прихожан совершаются панихиды на кладбищах.

В Казанском соборе совершали архиерейс­кую службу правящие архиереи епархии. По свидетельству о. Николая Денисенко, здесь слу­жили: Владыка Никодим (Ротов), Владыка Ан­тоний (Мельников), Владыка Иоанн (Снычев), Владыка Алексий (Редигер), ныне -Владыка Митрофан (Осяк).

В.И.Зубарева

[1] Митрополит Антоний (Вадковский), (+ 1912) часто бывал в Луге и проживал летом неподалеку, на Архиерейской даче в Зачеренье, близ станции Преображенская (ныне Толмачево), в Серафимо-Антониевском скиту, стоявшем на крутом возвышенном берегу реки Луги. Владыка вел в своей летней резиденции простой образ жизни и доступ к архиерею в скит был свободный.

 Использованы источники:

                  1.Газета «Православная Луга», вып. 1-74.

  1. И.В. Попов «Лужские храмы».
  2. Н.А. Павлючук «Река времени».

Наши публикации

https://луга-храм.рф/prixody-2/istoriya/kazanskij-sobor/10/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *