Алкогольная страсть развращает и разрушает человеческую душу. В результате человек лишается той блаженной вечности, к которой он предназначен. По словам Апостола Павла, «…ни пьяницы, ни прелюбодеи, ни злоречивые… — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6,10).
Поэтому для Русской Православной Церкви одной из задач является утверждение трезвости. Первую в русской истории проповедь «Слово о пьянстве» составил ещё Феодосий Печерский в XI веке. В ней говорилось, что через пьянство человек отгоняет от себя ангела хранителя и привлекает беса. В 1551 году Стоглавый собор высказал осуждение пьянству, которое к тому времени проникло даже в монастыри. В XVII в. Патриарх Никон для выработки мероприятий по борьбе с пьянством собрал особый собор (так и названный — «собор о кабаках») и издал некоторые распоряжения, ограничивающие пьянство. Затем писали проповеди против пьянства и вели открытую борьбу с ним святители Димитрий Ростовский и Тихон Задонский.
С 1795 г. в России окончательно сложилась откупная система, по которой откупщики, кроме выручки от продажи питей, брали в свою пользу и выручку от продажи в питейных домах съестных припасов. Откупщик того времени пользовался неограниченными правами, делал всё, что угодно. Таким образом, повышенная до крайности цена водки, ее недоброкачественность и ряд других утеснений, которые приходилось испытывать народу от служащих и откупщиков,заставили сам народ вступить в борьбу.«История кабаков в России в связи с историей русского народа» Ивана Прыжова. 1868 год. Это первое и до настоящего времени единственное обстоятельное исследование по истоловины XVI века) было насильственно навязано русскому народу сверху и лишь затем расширенно воспроизводилось. Это происходило как в силу мощной системы «окабачивания» населения, так, для части последующих поколений, и в силу тяжелых социальных условий (пили «с горя»), и в силу появившихся обычаев, имевших не столь уж давние корни. Подтачивая благосостояние и здоровье народа, пьянство одновременно расшатывало и само государство. Заставляют задуматься слова из нравоучительного послания святого преподобного Кирилла Белозерского к князю Андрею Можайскому, приведенные Прыжовым в качестве эпиграфа: «Господине, крестьяне ся пропивают, а люди гибнут». В 1858 году население начало отказываться пить водку и стало образовывать кружки и общества трезвости с обязательством для каждого члена в течение известного времени соблюдать воздержание. Этому движению сильно способствовало духовенство.
Так было положено начало обществам трезвости. Первые общества трезвости появились в Литве, затем они возникли в губерниях Саратовской, Рязанской, Екатеринославской, Курской; были известия об их существовании из Перми и Сибири. С замечательной быстротой почти вся Россия покрылась сетью обществ. В одних местах крестьяне решили не пить хлебного вина, принеся клятву словесно, в других — составляли письменные «приговоры» о воздержании или давали зарок с крестным целованием.
Движение за трезвость было поддержано Русской Православной Церковью.Указ ободрил духовенство, и в южных губерниях, Киевской и Херсонской,вспыхнула новая, еще более сильная и плодотворная борьба против распространения виноторговли. Доход местных откупщиков за один год понизился сразу на 100 000 рублей.
Упали доходы чиновников и полиции, которые состояли у откупщиков на содержании, поэтому они начали вести борьбу против обществ трезвости и духовенства: грозили судом, местными властями, выставляли тех, кто решился вести трезвую жизнь, бунтовщиками, врагами государства. В апреле 1859 года откупщики жаловались министру Внутренних дел на православных священников. Результат обсуждения проблемы министрами были поразительны:
1. Предписано было не допускать совершенного запрещения водки, так как это противно не только общему понятию о пользе употребления ее, но и постановлениям, на основании которых правительство отдало питейные сборы в акцизное содержание.
2. Братства трезвости, как учрежденные без разрешения правительства, признаны были незаконными.
3. Брошюру «Братство трезвости» решено было изъять из типографии.
4. Отобраны были книги со списками членов братств трезвости.
5. Появилось предписание объявить публично в храмах, что данные прихожанами обеты относятся единственно к воздержанию от излишнего употребления напитков, а не к умеренному употреблению хлебного вина, которое не только не вредно, но даже необходимо.
6. Приговоры городских или сельских обществ о запрещении употребления винавелено было уничтожить, впредь городских собраний и сельских сходов для сей цели нигде не допускать, а также не преследовать тех, кто употребляет вино умеренно для поддержания силы и здоровья, не постановлять обязательных по сему предмету приговоров, как противных закону.