Борьба между откупом и народной трезвостью закончилась победой народа — откупная система была отменена. Однако 1 января 1863 года откупщики устроили распродажу своей водки плохого качества по низким ценам. Народ, празднуя поминки откупу, набросился на дешевку и запил по-прежнему. «Гумна, — свидетельствовали современники, — очистились от хлеба, карманы — от денег, мозги —от ума, мощь и сила русского народа были потрясены».
После 1863 г. общества трезвости быстро исчезли и о них не было слышно до конца 80-х годов. Впрочем, отдельные попытки организовать кружки поборников трезвости замечались несколько ранее. Так, в 1874 г. открылось общество трезвости в селе Дейкаловке Полтавской губернии, а в 1882 г. учредилось «согласие» трезвости в селе Татеве Смоленской губернии. Устав этого объединения, устроенного Сергеем Александровичем Рачинским(02.05.1833-02.05.1902), впоследствии послужил образцом для организации ряда церковно-приходских обществ.
Рачинский впервые четко сформулировал главное правило утверждения трезвой жизни: православная трезвенная работа может быть по-настоящему плодотворной только при церковном приходе.
10 августа 1889 года вышел циркулярный указ Синода, в котором, в частности, Епархиальным Преосвященным предлагалось «донести Святейшему Синоду, существуют ли в настоящее время, из какого числа лиц и в каких местностях Общества трезвости, и в чем обнаружилось влияние их на религиозно-нравственное состояние как принадлежащих к их составу лиц, так и на окрестное население». После выхода указа число приходских обществ трезвости вРоссии стало быстро расти. По статистическим сведениям, приведенным в Первом антиалкогольном адрес-календаре, к началу 1911 г. церковных обществ трезвости в Империи насчитывалось 1767. Из них 461 (25%) были открыты до 1900 г.
Чтобы отвлечь народ от кабака, общества предпринимают следующие действия:
1. Устраивают чайные и столовые, где предлагают дешевые чай и пищу хорошего качества.
2. Для привлечения в чайные и столовые посетителей приобретают газеты и журналы, а в иных организуют и библиотеки, из которых книги выдаются и на дом. В некоторых играют «оркестрионы».
Есть чайные, в которых накануне праздников служится Всенощная, в день праздника проводят духовные беседы, которые начинаются и кончаются общим пением молитв.
3. Для распространения сведений о вреде пьянства устраивают беседы и чтения, раздают специальные издания, листки, брошюры и книги; создают библиотеки с книгами против пьянства.
4. Формируются библиотеки и укомплектовывают их книгами, допущенными Министерством Народного Просвещения к обращению в народе.
5. Открывают специализированные книжные лавки.
6. Создают воскресные школы для членов обществ трезвости и их детей.
7. Проводят беседы в храмах.
8. Организуют обучение церковному и светскому пению.
9. В летнее время предпринимают паломничества для поклонения особо чтимым святыням, устраивают крестные ходы, прогулки с образовательной целью.
10. Ставят спектакли, устраивают концерты, проводят вечера.
11. Пользуясь правом следить за нарушениями питейного устава, многие общества трезвости не раз возбуждали ходатайства о закрытии трактиров и питейных заведений и иногда, хотя с великим трудом, достигали желаемого результата.
Наиболее широко были представлены все роды этой деятельности в Александро-Невском обществе трезвости в Санкт-Петербурге, основанном великим подвижником в борьбе за народную трезвость, «апостолом трезвости», как его называли современники, священником Александром Васильевичем Рождественским (1872 —1905).