Священномученик епископ Гомельский Митрофан (Краснопольский 1919) являлся Председателем Комиссии по борьбе с пьянством в Третьей Государственной Думе. Это обстоятельство указывает на еще одно направление церковной работы по отрезвлению народному — участие в законодательной деятельности.
К марту 1914 года«относится определение Святейшего Синода об установлении на будущее время повсеместно в России ежегодного — 29 августа (ст. стиля), в день Усекновения главы Иоанна Крестителя. церковного праздника трезвости, с производством в этот день сбора пожертвований на дело борьбы с пьянством».
18 июля 1914г., в связи с начавшейся войной, царское правительство России ввело запрет на продажу алкоголя и ликвидацию казенных питейных заведений на время мобилизации, который был затем продлён до окончания войны. Введению запрета предшествовали, помимо активной деятельности русской интеллигенции, трехлетние дебаты в Государственной Думе. Результаты запрета были ошеломляющи даже для маловеров. В 1915 г. Потребление сократилось до 0,2 литра на душу населения. Производительность труда повысилась на 9-13 %, несмотря на большое количество призванных в армию. Вначале 1915 года Государственная Дума утвердила на текущий год бюджет, не предусматривающий доход от продажи спиртных изделий. Эти меры, получившие мощную церковную поддержку, вывели трезвенническую работу в России на новую высшую ступень.
Газеты того времени писали: «Россия осознала, что именно трезвости она будет обязана и своей победой, и экономическим, и духовным возрождением» .На I Всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с народным пьянством, проходившем в Москве в 1912 году, архиепископ Новгородский Арсений сказал: «…нужно совершить переворот в умах людей, нужно радикально изменить установившееся понятие о спиртных напитках. Необходимо убедить людей, что спиртные напитки — это яд для души и тела. Что напиться дома, в гостях, у соседей, в праздник — является большим позором».
К 1913 году существовало уже более двух тысяч обществ трезвости, в которых состояло около полумиллиона человек. Сергей Александрович Рачинский, замечательный педагог и подвижник трезвости, определил главное средство обретения трезвой жизни — обет трезвости как церковную форму отречения от винопития. Обет трезвости должен принимать тот, кто решает стать членом общества трезвости, кто осознал смысл этого духовного акта. В конце XIX- в начале XX века для Русской Православной Церкви одной из приоритетных задач являлось утверждение трезвого образа жизни. Определение Святейшего Синода, подготовленное в 1889 году обер- прокурором Константином Петровичем Победоносцевым (21.05.1827- 10.03.1907), призвало духовенство содействовать правительству в борьбе с пьянством, учреждать общества трезвости, приходские попечительства, братства и другие подобные учреждения, словом и проповедью утверждать в народе трезвый образ жизни.
( В 1909 году Синод вновь указывал на особое значение приходских обществ трезвости в деле развития трезвенных традиций в России.)