Екатерининская церковь города Луги

Основание, первые годы и первый храм города Луги  

Земли нынешней Луги издревле относились к Дремяцкому – Пятницкому погосту Шелонской пятины Великого Новгорода. В окрестностях города из наиболее древних следует назвать Петровский, Никольский, Бутковский, Димитриевский-Городенский, Турский и Пларовский погосты, а также Георгиевкий-Городецкий и Верхутинский-Свято-Троицкий, бывшие в XV-XVIII веках монастырями.
Образование города Луги состоялось во времена губернской реформы, императрицы Екатерины II , предусматривающей административно — территориальное переустройство Российской империи, а сам город был основан именным указом от 14 августа 1777 года: «На реке Луге учредить новый город близ урочища, где река Вревка в Лугу впадает, наименовав оный город Луга».
Официальное торжественное открытие города состоялось 13 (24) января 1778 года.
Как отмечалось, «основан город был не из казенного селения, а на пустопорожнем местоположении (месте), из земельного владения, отписанного за казенные долги надворного советника Ивана Елагина, вниз по течению реки Луги, и где оный город расположен, не было никакого селения и пахоты, и проезжей даже дороги, на боровом… песчаном грунте земли, на косогоре».
Таким образом, город Луга явился довольно редким для Санкт-Петербург образованием.
Лугский уезд был образован в 1777 году в составе Псковского наместничества. Спустя несколько лет именным указом от 11 (22) декабря 1781 года уезд перешел в состав Санкт-Петербургской губернии, с 1914 года — Петроградской, с 1924 года –Ленинградской.
К новому городу было приписано 12402 души из Гдовского уезда Петербургской губернии, а также Порховского и Новгородского уездов Новгородской губернии.
Находится город в 139 км к югу от Санкт-Петербурга на одноимённой реке. Впервые река Луга упоминается в Лаврентьевской летописи в 947 году в связи с походом княгини Ольги к Новгороду: «Иде Вольга Новгороду и устави Мсте оброки и дани и по Лузе погости и дани». Ею первою народ здешних мест был просвещен светом Христовой веры. После крещения своего она посетила Северную Русь, учреждая погосты по рекам Луге и Оредежу.
Генеральный план Луги являет собой образец регулярной планировки российских городов второй половины XVIII века, с ярко выраженным использованием особенностей местности. Главная площадь была отведена под строительство соборной церкви и торговых рядов. Окружающие площадь кварталы назначались под застройку каменными казенными и частными домами.
План города был высочайше утвержден 16 (27) июня 1778 г., автором является архитектор Иван Михайлович Лейм (1738–1810), на данном плане имеется его подпись.
Первым городничим Луги назначили секунд-майора, в дальнейшем надворного советника Александра (Эрнста) Фаддеевича Гепнера (1730–15/26.06.1787). Городничий Гепнер был старательным, деятельным чиновником, в его рапортах и донесениях содержатся такие важные сведения как описание процедуры открытия города. Он был похоронен неподалеку от Луги на кладбище в селе Романщине около Тихвинской церкви. Надгробие сохранилось до настоящего времени.
Первые жилые дома в Луге были построены в 1779 году. Все они были деревянными, включая дом для проживания городничего.

Строительство и освящение храма
Екатерининская церковь стала первым храмом новоучрежденного города Луги. Она посвящена памяти святой великомученицы Екатерины Александрийской (305–323гг.), небесной покровительницы Екатерины II, указом которой от 10 сентября 1779 г. «было повелено коллегии экономии для построения Псковского наместничества в новоназначенном городе Луге соборной церкви каменной отпустить по востребованию правящего должность генерал-губернатора генерал-поручика Сиверса 6 тысяч рублей, располагая сей отпуск в два года с начала 1780 года».
Строительные работы по сооружению каменной соборной церкви св. вмц. Екатерины были начаты уже в 1780 году. К сожалению, автор проекта храма неизвестен, ибо не сохранились ни проект, ни смета постройки первоначальной церкви. Возможно, к этому времени проект еще не был окончательно готов, и сумма ассигновалась на заготовление материалов.
Судя по срокам финансирования, строительство церкви должно было завершиться в 1781 году. Этого не произошло, возможно, из-за перевода Лужского уезда из Псковского наместничества в состав Санкт-Петербургской губернии. Вопрос о строительстве церкви в Луге был поднят заново. Вначале решено было строить деревянный храм. «Санкт-Петербургские ведомости» от 30 сентября 1782 г. опубликовали приглашение к торгам на постройку в Луге деревянной церкви, но в номерах от 22 и 23 декабря того же года они печатают сообщение о торгах на постройку в Луге уже каменной церкви.
Указом императрицы Екатерины II от 17 января 1783 года в течение двух лет на построение каменного собора в Луге и строившегося одновременно с ним храма в Вытегре, была выделена требуемая сумма из казны, от Кабинета Ея Величества «…на строение в городах здешней губернии Луге и Вытегре каменных соборных церквей потребную сумму 23 900 рублей… отпустить из Кабинета в Санкт-Петербургскую казенную палату в течение нынешнего и будущего 1784 года».
Благодаря отчетам городничего Александра Гепнера, удалось установить дату закладки церкви: лужскую соборную Екатерининскую церковь торжественно заложили 15/26 мая 1784 года на улице Покровской (ныне проспект Кирова): «От лужского городничего надворного советника Александра Фаддеевича Гепнера в Лужскую нижнюю расправу сообщение. Сего месяца 15 числа по высочайшему Ея императорского соизволения со сходственностью конфирмованного в прошлом 1778 году июня 16 дня новоучрежденного города Луги плана, заложена по освящении сего города соборная каменная церковь во имя Святыя Великомученицы Екатерины и сей праздник праздноваться будет ноября 24 дня в день тезоименитства Ея Величества Благоверной государыни Императрицы Екатерины Алексеевны самодержицы всероссийской, и при заложении выше реченной церкви произведено было молебствие храма Святые Екатерины, потом водосвятие со окроплением святою водою всех предстоящих народ и фундамента и по окроплении с прочтением на заложение храма молитв и сложено под фундамент три плиты на коих насечен животворящий крест и по положению оных где должно быть жертвеннику поставлено…
Оное торжество произведено было Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря строителем иеромонахом Николаем, священниками церкви Николая Чудотворца выставки Вревки Тихоном Борисовым, церкви Рождества Пресвятой Богородицы выставки Смешино Савою Александровым, нареченном торжестве были лугский господин городничий надворный советник Александр Гепнер, лугский капитан-исправник коллежский асессор Николай Елагин, лугского нижнего земского суда титулярный советник Федор Назимов и прочее благородное общество… и для того определенно во все здешние присутственные места для сведения сообщить, о чем оной нижней расправе и сообщает мая 26 дня 1784 года городничий Александр Гепнер».
Окончено строительство было в 1786 году, освящение храма могло быть приурочено ко дню тезоименитства Екатерины II и произойти 24 ноября (7 декабря) 1786 г., при владыке Гаврииле (Петрове), митрополите Санкт-Петербургском и Новгородском, и лужском городничим капитане Рейнере.
Общеизвестно, что Екатерина II в 1787 году совершила поездку на юг России и в Крым в направлении через Лугу. К этому событию в Луге завершили строительство Екатерининской церкви, а также каменных зданий народной школы (в настоящее время школа №2) и присутственных мест, построенных по типовому проекту архитектора Федора Ивановича Волкова.
В рапорте городничего Д. Ефремова от 19 декабря 1796 г. каменная соборная церковь св. Екатерины значится уже в числе «заведенного строения».
31 декабря 1833 года освящен антиминс Екатерининской церкви епископом Венедиктом (Григорович, 1774-1850), викарием Санкт-Петербургской епархии (повторное освящение) (Историко-статистические сведения С-Петербургской епархии. Лугский уезд», СПб. 1884.С.16)
Вокруг храма были сооружены в начале 1840-х годов здания Лужской почтовой экспедиции (станционный дом) и Гостиный двор (деревянный), в котором разместились лавки лужских купцов.
К 1841 году произошло оформление западного фасада классическим четырехколонным портиком с возведением над ним небольшой колокольни. Возможно, усиление несущей способности западной стены в связи с устройством колокольни и могло стать причиной пристройки к ней тяжеловесного портика с массивными утолщающимися книзу колоннами. Очевидно, после 1848 года над западным входом была возведена небольшая одноярусная колокольня.

План и фасад Екатерининского собора. Чертеж выполнен архитектором
В. Болотовым в 1853 г.

Собор окружили четырехугольной оградой с мощным каменным фундаментом и с двумя каменными часовнями у главного входа со стороны улицы Покровской (в настоящее время пр. Кирова).

Екатерининская церковь

Перед возведением Воскресенского собора в 1873 году ограда и часовни были разобраны, каменные глыбы пошли на фундамент собора.
Памятным в истории города стал 1857 год, когда 5(17) декабря было открыто движение поездов от Санкт-Петербурга до Луги по строящейся железной дороге, способствовавшее социально-экономическому развитию города и уезда. Красота лужской природы и ее целебный воздух в последующие десятилетия стали доступны столичным жителям, благодаря которым в городе и ближайших окрестностях стал развиваться дачный промысел.

Пожар 1858 год                                                                    Большой пожар, от которого Луга пострадала очень сильно, произошел 27 июля 1858 года. Тогда выгорело более трети частных домов. Из доклада губернатора Анисимова в Министерство внутренних дел известно, что пожар начался в 15 часов от дома наследников Акакия Орлова «по сухости и ветхости строения огонь был распространен». На пожар прибыли нижние чины Лужской инвалидной полицейской команды, которые не смогли остановить пламя. Оно бушевало в течение 5 часов – сгорело 33 дома, среди них дом городничего графа Люксембурга, торговые лавки купцов Ильина и Болотова, почтовая контора, «питейный дом с житнями», цейхгауз (склад) инвалидной полицейской команды, аптека.
Первую материальную помощь городу оказал император Александр II, пославший 3 000 рублей с запиской «Крайне сожалею. Посылаю на первый случай». Для постройки новых домов жители получили от правительства ссуду 22 160 рублей с последующим возвратом на льготных условиях. Следовательно, пострадавшие получили в общей сложности по 762 рубля на дом.
Для некоторых жителей сумма оказалось малой, и они запросили еще, так уездная повивальная бабка (акушерка) Татьяна Григорьева запросила 2000 рублей на покрытие своих убытков. Жена городничего Н. Люксембург тоже попросила дать ей дополнительную ссуду в письме к императору: «Дерзаю пасть к Священным Вашего императорского величества стопам…», где просит дать ей 9 610 рублей. После получения прошения ей дали ссуду на 5 000 рублей, в 1862 году она написала новое прошение об освобождении ее от уплаты ссуды, которое было решено положительно. Семья городничего Луги, единственная в городе, была прощена от выплаты процентов по ссуде (По материалам В.И. Хрисанфова и С.В. Степанова).
После опустошительного пожара 27 июля (8 августа) 1858 года, когда выгорел почти весь город, гостиный двор, уже обветшавший к тому времени, сгорел. Пожар также «угрожал опасностью соборной церкви», но, по милости Божией, храм сохранился.

Вид Екатерининского собора после пожара 1858 года

После пожара был составлен новый проект застройки Соборной площади в Луге, получивший Высочайшее утверждение Императором Александром II в 1866 году (архитектор Сапегин, чертежники Лапин и Н. Федоров). В результате его осуществления, на пожертвования купцов Тимофея Ильина, Ивана Болотова и Илии Кирпичникова, был сооружен новый, уже каменный гостиный двор и основательно укреплен берег реки Луги.

Реконструкция Екатерининской церкви                    Уже к середине XIX века остро встал вопрос о реконструкции Екатерининской церкви. Город стремительно рос, что отразилось и на увеличении числа прихожан. Население Луги росло, и храм становился все более и более невместительным. Возникла крайняя необходимость в расширении соборной церкви во имя св. вмц. Екатерины.
Однопрестольная Екатерининская церковь представляла собой скромную каменную постройку, с одной апсидой, ризалитом, и портиком с западной стороны, напоминавшую протестантскую кирку, что, возможно, дало повод считать ее проект изначально разработанным для города Ямбурга.
Внешне церковь мало соответствовала своему положению в структуре городского центра. Расположенная на высоком берегу реки, на центральной площади города, она должна была бы обладать выразительным силуэтом и возноситься над городской застройкой, доминируя в окружающем пространстве. Так как были плохие грунтовые условия, храм изначально имел скромные размеры, основное внимание уделили не столько архитектурно-художественному оформлению, сколько надежности и устойчивости постройки.
Кроме того, «сердце каждого лужанина нелегко смирялось и с наружным, истинно очень скудным видом своего соборного храма», — он был «без купола, с очень малою и некрасивою колокольнею, всего с двумя и то довольно узкими окнами,.. — темный, мрачный, неудобный, к тому же в стиле лютеранских храмов».
В начале 1860-х годов по прошению причта, церковного старосты и прихожан «вследствие тесноты существующего собора» решено было испросить в С.-Петербургской консистории дозволение произвести пристройку к собору двух приделов и постройку новой колокольни. В храме на эти цели была собрана «кошельковая сумма» в 17000 рублей.
Митрополит С.-Петербургский и Новгородский Исидор (Никольский) 24 апреля 1863 года представил на утверждение в Главное управление путей сообщения и публичных зданий проект и смету «на разломку старой и постройку новой колокольни и пристройки при церкви в г. Луге», составленный академиком архитектором Василием Андреевичем Болотовым (1833–1865).
Департамент нашел проект неодобрительным «вследствие неудобства внутреннего помещения» и счел нужным «для устранения этого недостатка и придания фасаду большей благовидности, переделать оный». Переделанный проект Болотова и окончательный вариант, вычерченный кондуктором Гуровым был утвержден 2 августа 1863 года. Однако ни один из них не был осуществлен.
Реконструкция церкви так и не была произведена по причине, на которую указал архитектор В.В. Виндельбандт (1840-1912) в техническом заключении на проект от 10 декабря 1870 г.: «Существующая церковь находится слишком близко от берега реки Луги и при самом крутом ее повороте, отчего при полноводии берег сильно подмывается, вследствие чего перестройка, увеличение ее размеров могли бы иметь только вредные последствия по ее устойчивости, и, наконец, воспользование существующих стен при перестройке состояло бы только в оставлении одних слабых углов, которые, во всяком случае, потребовалось бы разобрать».
Постоянным источником беспокойства, с самого основания церкви, было течение на реке Луге, и особенно весеннее половодье. Под их воздействием берег реки, протекавшей сразу за алтарем храма, осыпался, делая «городскому фасаду безобразие» и угрожая целому кварталу. Дабы обезопасить храм берег приходилось постоянно укреплять.
Техническое заключение, выданное архитектором В.В. Виндельбандтом, отклонило это предложение, так как перестройка могла привести к разрушению соборной церкви. Тогда было принято решение о строительстве нового храма.
20 августа 1871 г. план центральных кварталов Луги с обозначенным местом строительства нового городского храма утверждается императором Александром II. Новую церковь решено было поставить на замыкании Церковного (Воскресенского, Соборного, Советского) переулка, отступив для этого от ее размещения на одной оси с Екатерининским собором.
В 1934 г. церковь была закрыта. Помещение использовалось в качестве клуба Лужразнопром союза (архивная справка № 1-14 от 8 июля 1938 г.).
После войны в помещении церкви был кинотеатр «Родина».
В 1992 г. здание было передано С.-Петербургской митрополии (Постановление главы администрации Лужского района Лен. области № 530 от 26.11. 92).
17 июня 1993 г. храм был освящен малым чином. В этот же день в стенах новопосвященного храма была отслужена первая Божественная литургия и молебен св. вмц. Екатерине. В храме были возобновлены богослужения.
29 июня 1993 года митрополитом Иоанном (Снычевым) храму, в котором был крещен его авва, приснопамятный митрополит Мануил (Лемешевский), был выдан новый антиминс.
3 мая 2015 г. был совершен чин великого освящения епископом Гатчинским и Лужским Митрофаном.

Церковный сад
Активное озеленение центра Луги началось с устройства общественного сада на соборной, главной площади города
Так как долгое время главная площадь города представляла собой довольно пустынное место, городское правление ходатайствовало в 1871 году, чтобы на площади был разбит сад. Первоначально площадь пересекало мощеное булыжником шоссе между деревянными торговыми лавками и Екатерининской церковью. Когда отсюда убрали шоссе, на площади стали устраивать базары.
После возведения каменного Гостиного двора и сооружения Воскресенского Собора городское правление приступило к разбивке сада. Он занял всю Соборную площадь. Первоначальная планировка садовых дорожек частично сохранилась до наших дней. Сад обнесли деревянной оградой, в один из пролетов которой к северу от собора поместили каменную часовню, посвященную сразу трем событиям:
-в память мученической кончины императора Александра II,
-столетия городского Екатерининского собора,
-чудесного спасения Их Императорского Величества Александра III и
Августейшей семьи во время крушения царского поезда у станции Борки под Харьковом 17 октября 1888 г. Проект разработал академик архитектуры Людвиг Людвигович Петерсон. Возведение часовни было завершено в 1892 году.

Часовня

Церковный сад при Екатерининской церкви и Воскресенском соборе.

К началу 1900-х годов Церковный сад, над молодыми деревцами которого возвышались силуэты двух, словно вырастающих один из другого, храмов: старой Екатерининской соборной церкви и величавого Воскресенского собора, стал излюбленным местом отдыха горожан и дачников. Прибрежная часть сада стала называться «Городской бульвар».
До революции деревья сада еще не достигли полного роста. Тем не менее, на имеющихся изображениях сад выглядит достаточно уютным и живописным. Его виды с расположенными здесь соборами по количеству превосходят любые другие сюжеты среди дореволюционных почтовых открыток старой Луги.
На южной стороне сада за Гостиным Двором было построено деревянное здание Кирилло-Мефодиевской церковно-приходской школы, также деревянная церковная лавка.
Особенно замечательной выглядела набережная с верхней террасой, беседкой, пароходной пристанью, лодочной станцией и общественными купальнями, устроенными на самой воде.

Пароходная пристань

 

Почитаемая святыня
Согласно «Историко-статистическим сведениям о С.-Петербургской епархии», в соборной церкви с 1789 г. хранилась особо уважаемая прихожанами икона Печерской Божией Матери, явленная в XVI-XVII веках и перенесенная сюда из деревянной часовни, находившейся в 5 верстах от Луги, в Смешинском приходе.
«Икона получила название «Печерской» вследствие того, что образ был явлен среди векового соснового и елового бора в глубоком овраге, в пещере. Печерская икона Пресвятой Богородицы, явленная в урочище Малая Печорка близ Луги представляла собой образ Успения Божией Матери с ликами Спасителя, св. Иоанна Предтечи и апостолов.
По преданию, в урочище Малой Печерки девочка-пастушка, отправившаяся сюда на край леса из соседней деревни Турово пасти скот была избавлена от посягательств некоего крестьянина, пожелавшего напасть на нее, но остановленного самой Пресвятой Богородицей. На месте явления Пресвятой Богородицы, в глубоком лесном овраге, в пещере, местными крестьянами была обретена икона Божией Матери, получившая название «Печерской», и открылся источник с кристально чистой целебной водой.
В 1851 г. помещицей Варварой Кишкиной и крестьянином деревни Гобжиц Перечицкого прихода Тимофеем Власовым была построена часовня во имя святителя Николая.
По благочестивому обычаю верующие всегда с великим почитанием и особым благоговением чествовали эту икону Божией Матери, обращаясь через нее к первообразу — Пресвятой Богородице.
На образ Печерской Божией Матери была сооружена серебряная вызолоченная риза, украшавшая его до 1922 года. «Риза на иконе сребропозлащенная, весом 4 фунта 62 золотника» (Это около двух килограммов (1904,74)). (Историко-статистические сведения С-Петербургской епархии. Лугский уезд», СПб. 1884.С.17)
В 1900-1910-х гг. почитание образа Печерской иконы Божией Матери в Луге и окрестностях приобрело общеепархиальный характер. Сохранились воспоминания о том, как совершалось празднование Печерской иконы Божией Матери, и совершались крестные ходы на святой источник на Печорке в 1910-х гг. и позже…». (И.В.Попов, ст. «Икона Божией Матери «Печерская» // «Православная Луга», №3, 2009, с.1-2)
«…На Печерскую Божию Матерь утром рано шло шествие – крестный ход из деревень Слапи, Заклинье, Крюково, Шалово, Раковно и других. Несли кресты, хоругви. На лошадях в колясках и шарабанах люди приезжали. Около пяти священников служили. Ярмарка была. Бывало чаепитие.
Празднование в Печерах продолжалось три дня, и на 2-й и 3-й день священники служили. Приезжал батюшка на извозчике в коляске или шарабане». ( Из воспоминаний Е.И. Боярской)
В 1941 году чтимая икона Печерской Божией Матери, исчезнувшая из Екатерининской церкви в 1930-е годы, была передана в открывающийся во время войны Казанский собор.

Восстановление часовни на источнике
В 1940 –х годах часовня была разрушена. В 1996 г. стараниями благочинного Лужского округа о. Николая (Денисенко), при содействии прихожан, — часовня была восстановлена и освящена 14 июня 1996 г. На источнике также восстановлена купальня на прежнем месте. Возобновлены крестные ходы на источник, которые совершаются в первую пятницу Петрова поста.

Убранство храма
Не сохранилось сведений об оформлении и украшении церкви: ни об иконостасе, ни об иконах.
Леопольд Шейндлин вспоминает, как они с друзьями «…шли в Екатерининскую церковь, она была тогда обновленческой. Там было победнее (чем в Воскресенском соборе) и не так интересно. Но там вел службу молодой и очень красивый священник и все женщины города, особенно молодые, толпами ходили в церковь, чтобы посмотреть на священника». Это был в1927-1928 г.

Материалы ЦИО