Судьбы священников во время войны

Протоиерей Геннадий Городецкий.  В годы Великой Отечественной войны священник Спасо-Преображенской церкви  пос. Толмачево Лужского округа.

Протоиерей Геннадий Городецкий родился 17 декабря 1881 года в селе Захарово Грязовецкого уезда Вологодской губернии в семье диакона. В 1904 году окончил Вологодскую Духовную семинарию. До 1937 года служил в храмах Вологодской губернии. В декабре 1937 года по болезни вышел за штат и перебрался к старшему сыну на станцию Сиверская. За неимением мест служения работал сторожем и дворником в окрестных домах отдыха. С занятием немцами поселка Толмачево и станции Сиверская, по неоднократным просьбам местного населения и рекомендации духовного чада протоиерея Константина Красовского был мобилизован немецким военным командованием для исполнения обязанностей священника Спасо-Преображенской церкви  пос. Толмачево Лужского округа. Служил настоятелем названной церкви с октября 1941 по февраль 1944 года. С наступлением частей Красной Армии  часть жителей вместе с протоиереем Геннадием Городецким ушли в леса, чтобы не быть угнанными в Германию.  5 февраля 1944 года они были задержаны карательным отрядом немцев в 6 верстах от Толмачева  и отправлены в Германию. В Штутгарде отец Геннадий находился с 1944 по 1945 гг. Находясь в плену, он поддерживал своих односельчан, занимался с детьми дошкольного возраста.  Вернулся в Россию в октябре 1945 года и был назначен настоятелем Толмачевской Спасо-Преображенской церкви. Прихожанам запомнился как добрый, молитвенный пастырь. Закончил служение отец Геннадий приписным священником Петропавловской церкви станции Сиверская.  Скончался 28 июня 1955 года. Похоронен на Сиверском кладбище.

Протоиерей Анатолий Голубев. В годы Великой Отечественной войны:священник Иоанно-Предтеченской церкви села Поддубье Лужского района, в 1943 году был определен настоятелем храма св. княгини Ольги в городе Луге и назначен благочинным Лужского округа.

Родился  14 июля 1892 года в селе Анниском С -Петербургской губернии  Шлиссельбургского  уезда в семье священника. В августе 1902 года  поступил в   Александро-Невское духовное училище (при Александро-Невской Свято-Троицкой Лавре), по  окончанию которого был  удостоен перевода в Санкт — Петербургскую духовную семинарию.   Первое место служения- псаломщик в  церкви во имя Сергия Радонежского села Новая  Алёновка  Коротоякского  уезда  Воронежской  губернии. Последующие места служения: церковь Преображения Господня в Московской Славянке, Казанская церковь села Рыбацкого Петроградского уезда, церковь во имя Свпр. Александра Невского пос.Подобедовки  (Красный Бор).В феврале 1934 года был посвящен в сан пресвитера и утвержден в должности настоятеля этой церкви. В апреле 1937 года храм был закрыт советской властью и о.Анатолий вышел за штат за неимением священнических мест вблизи Ленинграда. С первых дней Великой Отечественной войны о.Анатолий  вместе с матушкой Марией и дочерью Таисией рыл окопы на Ижорском рубеже.С 1942 года  о.Анатолий Голубев — священник Иоанно-Предтеченской церкви села Поддубье Лужского района Ленинградской области. В 1943 году Управлением Псковской Миссии о. Анатолий был определен настоятелем храма св. княгини Ольги в городе Луге и назначен благочинным Лужского округа.  Имея возможность свободно передвигаться по территории  Лужского района о. Анатолий собирал необходимые для партизан сведения о дислокации войск противника и их передвижении, строительстве немецких укреплений в г. Луге и на окраинах.  Рискуя жизнью, снабжал  партизан бензином, керосином, табаком, газетами, зажигалками. До прихода Красной Армии находился в лесу с населением. С мая 1944 года согласно распоряжению митрополита Алексия(Симанского) о.Анатолий был назначен настоятелем Казанского собора г. Луги и благочинным VI Лужского благочинного округа (в который кроме Оредежского, Лужского, Уторгошского, Струго-Красненского и Плюсского входил еще и Батецкий район). Одновременно отец Анатолий получил уполномочие произвести на местах обследование церквей и приходов бывшего Лужского благочинного округа.  2 января 1946 года отец Анатолий был арестован и приговорен Ленинградским  Военным  трибуналом к десяти годам исправительно-трудовых лагерей с пятилетним поражением в правах и конфискацией личного имущества «за сотрудничество с оккупантами».Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17.09.1955 года протоиерей Анатолий Голубев был амнистирован и признан не имеющим поражения в правах.26 июля 1957 года о.Анатолий скончался. Похоронен на лужском кладбище «Полигон».

Иерей Николай Воробьев. В годы Великой Отечественной войны священник церкви Свт.Николая Чудотворца в Заозерье Лужского округа.

 Иерей Николай Воробьев был расстрелян за связь с партизанами 13 февраля 1944 года.

Ленинградский областной государственный архив Ф. Р-2019. Оп. 1. Д. 292а. Л. 2.Дата документа: 29 февраля 1944 г.

ОН РЫЛ СЕБЕ МОГИЛУ И МОЛИЛСЯ…

 В старинном селе Охона Пестовского района жил и служил в храме Святой Троицы один из старейших священников Боровичского благочиния — отец Василий Денисенко. Жизнь его — поучительный пример многолетнего бесстрашного служения Богу и Церкви.

В подростковом возрасте немцы угнали его на работу в Германию. Сначала город Бремен, где он работал в «Геманшафто-лагере» слесарем на фирме «Форман». Через некоторое время его, обессиленного и уже не годного ни для какого труда, отправили в концентрационный лагерь.

Спустя годы, отец Василий вспоминал: «В первый раз со смертью я столкнулся в 42-ом году. В лагере был особо ненавидящий меня фельдфебель. Измывался, как мог. Однажды выгнал меня из барака, сунул в руки лопату и погнал в лес. Там приказал рыть себе могилу. «Длинный, тебе хватит! – в какой-то момент крикнул немец. – Вылезай, коленки подберешь». Лагерный надзиратель достал из кобуры пистолет и направил его в сторону подростка. Каким чудом рядом с ними появился еще один охранник, Василий так и не смог понять. Немцы начали горячо спорить, жестикулировать. «Ладно, закапывай, – с досадой махнул рукой охранник». «Уж я с таким удовольствием закапывал эту яму, – улыбаясь, вспоминал батюшка. – Никогда не думал, что с такой радостью буду зарывать собственную могилу!»

Концлагерь – это, прежде всего, место тотального уничтожения людей. В центре стояли газовые камеры и крематорий. И огромная очередь истощенных людей перед входом в них. И даже не людей, а теней, еле-еле поддерживающих плечами друг друга. Какая-то чуть живая человеческая масса.

Несколько раз Василий Денисенко стоял в очереди в газовую камеру  среди обессиленных, утративших надежду людей, молил Господа отвести беду. И каждый раз очередь до пленного подростка не доходила. Вечером, стоя у своих нар, он потихоньку молился Господу, благодарил за избавление от неминуемой гибели.

Видел батюшка смерть и когда союзнические самолеты начали бомбить немецкие города.

Страшной, по словам отца Василия, была бомбежка крохотного немецкого городка Ахмер. Тогда, следуя непонятному зову, он побежал не в бомбоубежище, а в противоположенную сторону. Вместе с ним в огромной свекольной яме спряталась немка-графиня и поляк. Несколько часов они провели в кромешном аду «Молись, Василь, молись своему русскому Богу, а мы тебе хлеба дадим», – просили немка и поляк, прижимаясь к худенькому украинскому пареньку. А когда выбрались наружу, увидели, что все вокруг превратилось в горелую кашу, в месиво из человеческих тел, обломков зданий, спаленных деревьев. От бомбоубежища не осталось и следа. Опять смерть прошла мимо. Господь вновь смилостивился над Василием Денисенко, отведя от него неминуемую погибель.

После возвращения домой в 1945 году домой бывший немецкий узник был арестован органами МГБ Украинской ССР. Ему предъявили обвинение как «изменнику Родины». Согласно приказу наркома обороны СССР от 16 августа 1941 г. всех, кто попал в плен, без разговора считали «изменниками Родины». И опять начались мытарства. Теперь уже в советских лагерях.

Но ко всем жизненным невзгодам будущий Охонский батюшка относился с величайшим смирением, принимая их как особую милость Божию, как путь укрепления духа.

Еще в Германии Василий Денисенко понял нечто очень важное. В центре остается лишь самое главное – вера в Божий Промысел, в то, что твоя жизнь в руках Господа. Остается лишь полное доверие Ему, потому что больше довериться некому. Ведь кроме Него, тебе уже не поможет никто.

Из книги :Клецко (Дьячкова) Марина Ивановна  «Охонский батюшка».

Протоиерей Михаил Образцов. В годы Великой Отечественной войны настоятель  Успенской церкви села Городец Лужского округа.

Родился 20 ноября 1881 года в деревне Сафроново Старицкого уезда Тверской губернии в крестьянской семье.

Получив благословение св. прав. Иоанна Кронштадтского и митрополита С-Петербургского Антония (Вадковского) на принятие священства, в 1910 году сдал экзамен за весь курс Духовной семинарии. В  апреле 1911 года был рукоположен во священника.

На пожертвованные св. прав. Иоанном Кронштадтским средства о. Михаил построил в селе  Кунесть Гдовского уезда трехпрестольный каменный храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери. После закрытия храма в 1938 году переехал в Новгородскую область.

С 1943 года — настоятель Успенской церкви села Городец Лужского округа, входящий священник (раз в месяц служил обедни) Воскресенской церкви села Петрова Горка. С августа 1943 года — благочинный Лужского округа.

В январе 1944 года за связь его прихожан, жителей села Городец, с партизанами был заключен в немецкий лагерь в Заречной части Луги. Будучи приговорен к смерти, избежал ее (немцы не успели ни казнить его, ни вывезти в Псков в связи с внезапным приходом партизан и освобождением Луги советскими войсками). Свое избавление о.Михаил приписывал заступлению прпмч. Трифона Городецкого, в день памяти которого 1 февраля был избавлен от смерти, и которого неизменно чтил до конца своих дней. Остался служить на приходе села Городец, у мощей прпмч. Трифона. Поселившись в подвале церковной сторожки, восстановил пострадавший от войны Успенский храм с. Городец, возобновив в нем богослужения с 1944 года.

Скончался  27 сентября 1959 года. Погребен в с. Городец за алтарем Успенской церкви.

Материалы ЦИО.